Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сарагашская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
руководитель ШМО
________/ А.С.Кискорова/
Согласовано
Заместитель директора
по
учебно-воспитательной
работе
Утверждено
Приказом №227
от «30» августа 2024 г.
________ /Е.А.Ковалева/
Директор МБОУ
«Сарагашская сош»
«29» августа 2024 г.
_____ ___/Е.Г.Катышева /
Рабочая программа
Внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по учебному плану:
всего – 33 ч. за весь уровень обучения: в 9 кл. – 33ч./год (1ч/в неделю).
Рабочую программу составила Кискорова Алёна Сергеевна
учитель истории и обществознания первой категории
2024
Планируемые результаты внеурочной деятельности
•
Личностные результаты:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций
организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
•
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
•
•
•
•
•
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные результаты:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в творческих формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
через
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия.
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах
своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным
явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе
социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека
и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти
нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка
на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму
и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
•
•
•
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей
ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского
мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
Содержание
Человек и общество. (4 ч.) Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их
взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности
подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Сфера духовной культуры (3ч.) Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни
современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного
общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской
Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного
общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Экономика ( 4ч.) Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность.
Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен,
торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство
доходов и экономические
Социальная сфера (3ч.). Социальная структура общества. Семья как малая группа.
Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Сфера политики и социального управления (4 ч.) Власть. Роль политики в жизни
общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства.
Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и
движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство
Право (7ч.) Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды
юридической
ответственности.
Конституция
Российской
Федерации.
Основы
конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы
государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная
система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод
и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности
правового статуса несовершеннолетних .
Формы организации и виды внеурочной деятельности
Формы :
−
−
−
−
круглый стол
диспут
игра
конкурсы
Виды :
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Социальное творчество
Тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
1
2
3
4
5
6
Человек и общество
Сфера духовной культуры
Экономика
Социальная сфера
Сфера политики и социального управления
Право
Итого
Всего
часов
4
3
4
3
4
7
33
Теория
1
1
1
1
1
1
6
Практ
ика
3
2
3
2
3
6
27
№ п/п
Календарно-тематическое планирование
Тема занятий
План.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17-18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29-30
31-33
Введение
Общество и человек
Человек, индивид, личность
Межличностные отношения
Духовная культура. Наука, образование
Религия
Патриотизм, гражданственность
Экономика.
Экономические системы
Рынок.
Экономическая политика государства
Социальные группы
Социальные конфликты
Нации и межнациональные отношения
Государство
Политические режимы
Гражданское общество и правовое государство
Правовые нормы.Правонарушения
Конституция РФ
Права и обязанности граждан
Права ребенка
Гражданские правоотношения
Семейные правоотношения
Трудовые правоотношения
Административные правоотношения
Практикум по решению заданий с диаграммами
Практикум по решению заданий на анализ суждений
Практикум по выполнению заданий
Дата
Факт.