Р П _ Всезнайка_

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Всезнайка» для 1-4 классов научнопознавательного направления разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего образования с учётом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых
норм;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цели программы:
– создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей
обучающихся средствами познавательной деятельности;
– расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому
языку, математике, окружающему мир.
Задачи курса:
обучающая:
–

формирование и развитие памяти, внимания, воображения, а также логического
мышления;
– формирование общеинтеллектуальных умений (операцции анализа, сравнения,
обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкость
мыслительных процессов);
– расширение кругозора;
– формирование общеучебных умений и навывков;
– обучение младших школьников работе с различными источниками информации;
– формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
воспитывающая:
– воспитание системы межличностных отношений;
– формирование настойчивости, собранности, организованности;
развивающая:
– развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического и творческого
мышления, речи;
– развитие нестандартного подхода к решению задач;
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Всезнайка»

Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
– осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
Обучающийся получит возможность для формирования:
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
– высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
– работать по предложенному учителем плану;
– сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы
для
выполнения конкретного задания;
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы
с числовыми головоломками;
– самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами.
– вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
учебных и коммуникативных задач;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
– осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи;
– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
– строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и
свойствах;
– пользоваться различными источниками информации;
Обучающийся получит возможность научиться:
– обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных
объектов;
– создавать и преобразовывать модели и схемы;
– строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей.
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– слушать и понимать речь других;
– работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества.
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
–

использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

–

основам логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в
разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

–

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
представлять, анализировать и интерпретировать данные.

–

делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть
последовательность действий;

–

делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить
однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

–

называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

–

подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

–

уважительно относиться к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе;

–

освоению доступных способов изучения общества и природы (наблюдение,
сравнение, опыт и другие с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

–

объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

–

рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

–

охранять природу родного микрорайона;

–

наблюдать и выделять характерные особенности природы;

–

соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного
движения;

–

выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

–

вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности
самостоятельно или с помощью взрослых

Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать некоторые секреты фокусов.
– разгадывать и составлять простые ребусы, магические квадраты, шарады;
– решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим
содержанием, задачи-смекалки;
– моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
– использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных,
качественных и пространственных отношений;
– составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.
Содержание внеурочной деятельности.
№/
№

Содержание внеурочной деятельности
1 класс

Кол-во
часов

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1
2

3

1 раздел Математический (13)
Исторические сведения о математике
Что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки.
Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических
знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
Числа. Арифметические действия
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (интересные приемы устного
счета). Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта.
В мире ребусов
Числовые головоломки. Заполнение судоку Разгадывание математических
ребусов. Составление простейших математических ребусов.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными,
некорректными
данными,
с
избыточным
составом
условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи –
шутки.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Проведение линии по заданному
маршруту.Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование
фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации.
2 раздел Гуманитарный (10ч)
Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка.
Практика: работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки,
творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании.
Практика: логически-поисковые задания на развитие познавательного
интереса к русскому языку.
Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами»,
фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников.
Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи.
Мир литературы.
Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок.
3 раздел Окружающий мир (10 ч)
Наша планета.
Космос. Планеты.Звезды.
Моя родина
С чего начинается родина. Страницы истории республики Хакасия. Мои
земляки в годы Великой Отечественной войны. Мое родное село.
Природа моего края.

2

4

2

2

3

2

3

2

2

1

3
2

2

4

5

Природа Хакасии. Растения и животные моего края. Мой любимый уголок
природы.
Я и моя семья
Моя семья. Моя родословная. Семейные реликвии. Памятные вещи.
Наша школа
История моей школы. Школьные традиции.

2

1

33

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2 класс
1 раздел Математический (13)
Исторические сведения о математике
Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами.
Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы
счисления.
Числа и операции над ними
Занимательные задания с римскими цифрами. Интересные приемы устного
счета. Приемы, упрощающие сложение и вычитание.
Составление и разгадывание математических ребусов
Поиск и чтение слов, связанных с математикой .Решение выражений на
нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки Разгадывание и
составление математических ребусов. Приемы вычислений
Нестандартные и занимательные задачи
Обратные задачи . Старинные задачи. Логические задачи.
Решение
математических карточек на Учи.ру
Геометрия вокруг нас
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте. Расположение деталей фигуры в
исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры.
Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу. Симметрия.
2 раздел Гуманитарный (12)
Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка.
Практика: Игра«Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я
написала».
Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова. Однокоренные слова. Практика:
игры на превращения слов.
Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка синонимы русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, активное
использование в речи синонимов.
Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: Расшифруй сообщение.
Мир литературы.
Сказки. Практика: Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина».
3 раздел Окружающий мир (9)
Наша планета
Холодные и горячие небесные тела. Ракеты. Космонавты.

2

2

3

3

3

2

3

2

3

2

3

2

3
4
5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Малая родина
С чего начинается родина. Страницы истории Хакасии. Хакасия в годы
Великой Отечественной войны. Абакан- столица Хакасии.
Достопримечательности г.Абакана. История и современность.
Природа
Знакомство с природой в экзотических странах.
Я и моя семья
Мои обязанности в семье. Ролевая игра.
Мой двор.
Правила поведения на игровой площадке. Обыгрывание проблемных ситуаций
Всего:
3 класс
1 раздел Математический (12)
Исторические сведения о математике
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих
людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной
письменных нумераций.
Числа и выражения
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Анализ
и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на
доказательство. Числа – великаны. Особые случаи быстрого умножения.
Математические ребусы и головоломки
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических
головоломок и магических квадратов. Математические фокусы. Тест
«Сравнение», «Алгоритм»
Решение занимательных задач
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи.
Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи.
Геометрическая мозаика
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие
реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Игра «Цветик – семицветик»
2 раздел Гуманитарный (10ч)
Фонетика.
Теория: расширение знаний о буквах, обозначающих два звука.
Практика: игра «Исправь ошибки», творческие задания для формирования
орфографической зоркости. Звуковые схемы слова.
Словообразование.
Теория: Беглые гласные.
Практика: отгадывания кроссвордов.
Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка, антонимы русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со
словарями и энциклопедиями. Тема и главная мысль текста.
Морфология.
Теория: Всегда ли мы говорим правильно?
Практика: Игра « Восстанови слово»
Мир литературы
Стихи о природе русских поэтов. Как рождаются слова? Практика: Сочиняем
стихи.

2

2
1
1
34

3

3

2

2

2

3

2

2

2

2

1

2

3

4
5

3 раздел Окружающий мир (12)
Наша планета.
Удивительный мир открытий.
История географических открытий. Великие путешественники.
Родина
Мир людей.
Знаменитые художники.
Виртуальная экскурсия на выставку картин.
Природа
Солнце, воздух и вода -три стихии,
Тайна подводного мира
Я и моя семья
Защита проекта « мой предок»
Мое будущее
Секреты профессий.

3

3

2

2
2
Всего: 34

1

2

3

4

5

1

2

3

4 класс
1 раздел Математический (13)
Исторические сведения о математике
Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами. Конкурс Эрудитов.
Числа и выражения
Целые и дробные числа. Сравнение дробей. Закономерности в числах и
фигурах.
Многозначные
числа.
Решение
уравнений.
Действия
противоположные по значению. Использование обратной операции при
решении задач, уравнений, примеров.
В мире ребусов
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических
головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических
квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».
Решаем нестандартные задачи
Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с
использованием круговых диаграмм. Задачи на разрешение математических
противоречий. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах.
Решение задач с помощью уравнений. Задачи-маршруты. Комбинаторные
задачи. Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»
Геометрическая мозаика
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие
реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
Объем фигур. Решение задач на нахождение объема. Нахождение площади
сложных фигур.
2 раздел Гуманитарный (10ч)
Фонетика.
Теория: расширение знаний о буквах, старинные буквы ъ и ь.
Практика: игра.
Словообразование.
Теория: Как люди научились говорить? Как рождаются слова? Практика:
Знакомство с этимологическими словарями.
Лексика.
Теория: История письменности.

2

4

2

3

2

2

2

2

4

5

1
2

3

4
5

Беседа о богатстве лексики русского языка -омонимы русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со
словарями и энциклопедиями, активное использование в речи омонимов,
логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к
русскому языку.
Морфология.
Теория: Короткие и длинные слова.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов,
логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к
русскому языку.
Мир литературы
Пословицы, поговорки, крылатые слова. Диалог
3 раздел Окружающий мир (11)
Наша планета.
Загадки природы. Воды мира. Викторина «Что? Где? Когда?»
Родина
Защита окружающей среды.
Защита проекта «Красота родной природы»
Природа.
Наука География. Какой остров самый большой в мире? Какая страна самая
маленькая в мире? Существует ли жизнь в Антарктиде?
Я и моя семья
Речь и культура общения. Речевой этикет.
Будущее
Моя профессия.
Всего:

2

2

2
З

2

1
1
34

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ воспитательные результаты и эффект от деятельности
обучающихся.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде
внеурочной деятельности.
Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников
коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
.Результаты первого уровня- 1 класс (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах
поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и
Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об
основах организации коллективной творческой деятельности; о способах
самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня- 2 класс (формирование позитивного отношения
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и
культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3.Результаты третьего уровня- 3-4 классы (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): школьник приобретет опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации
и организации совместной деятельности с другими детьми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».