ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка « Изучаем хакасский язык» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
- Основной общеобразовательной программы Образовательного учреждения;
- Примерной программы начального общего образования;
- Стандарта и программы по хакасскому языку для учащихся 1-4 классов
общеобразовательных учреждений Республики Хакасия;
- Основной авторской программы «Хакасский язык», разработанной А.Ф.Трояковой,
Н.Я.Толмачевой,А.Н. Балгазиной ;предмет
- Локального акта образовательного учреждения «Положение о рабочей программе»
- Учебного плана МБОУ "Сарагашская СОШ " на 2025-2026 учебный год.
Изучение хакасского языка на ступени начального общего образования в образовательных
учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»,
монологической и диалогической речи;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике хакасского языка,
элементарных способов анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями слушания, говорения, правильного чтения и письма, участие в
диалоге, составление несложных монологических и диалогических высказываний,
необходимых в разных сферах;
воспитание уважительного отношения и интереса к материнскому языку, чувства
сопричастности к сохранению уникальности; стремления совершенствовать свою речь,
понимать родной язык как транслятора культурного наследия хакасского народа.
Для достижения поставленных целей изучения хакасского языка в начальной школе
необходимо решение следующих задач:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике хакасского языка;
овладевать умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и
повествования небольшого объема;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к хакасскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать
познавательный интерес к языку, стремления совершенствовать свою речь;
знакомить учащихся с основными положениями науки о языке;
формировать умения и навыки грамотного и безошибочного письма;
развивать устную и письменную речь учащихся;
развивать языковую эрудицию школьника, его интерес к языку и речевому творчеству.
Настоящая программа учитывает особенности класса. В 4 классе учащиеся в процессе
изучения хакасского языка овладевают такими общеучебными интеллектуальными
умениями, как обобщение, классификация. У учащихся формируются умения, связанные с
информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться словарями и справочниками. Школьники выполняют задания творческого,
исследовательского характера. Учащиеся усваивают материал каждый на своем уровне и в
своем темпе. На уроках хакасского языка учащиеся могут сотрудничать в парах, в
группах, имеют возможность контролировать и оценивать друг друга, организовывать
работу самостоятельно.
Общая характеристика кружка
Внеурочный курс «Изучаем хакасский язык» занимает ведущее место в начальном
обучении, поскольку направлено на формирование функциональной грамотности
младших школьников. Успехи в изучении хакасского языка во многом определяют
качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Хакасский язык является
государственным языком Республики Хакасия, средством этно- межнационального
общения, приобщения к духовным богатствам хакасской культуры и литературы. Важным
принципом начального обучения хакасскому языку является взаимосвязанное изучение
хакасского и русского языков, предполагающий опору на знания, умения и навыки
учащихся, полученные на уроках русского языка, а также предупреждение
интерференции.
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела
программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики,
морфологии. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами
хакасского правописания.
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе
специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по
каллиграфии или как часть урока хакасского языка. Закрепление гигиенических навыков
письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного
начертания букв, рациональных соединений, достижений ритмичности, плавности письма
составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в порядке усложнения их
начертания.
Описание места кружка «Изучаем хакасский язык» в учебном плане
Ведущее место кружка «Изучаем хакасский язык» в системе общего образования
обусловлено тем, что хакасский язык является государственным языком Республики
Хакасия, средством этно- межнационального общения, родным языком хакасского народа.
Изучение хакасского языка способствует формированию у учащихся представлений о
языке как основном средстве человеческого общения, приобщения к духовным богатствам
хакасской культуры и литературы.
У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к хакасскому
языку. Стремление к его грамотному использованию, понимания того, что правильная
устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. Ученики
получают начальное представление о нормах хакасского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Хакасский язык – основа процесса обучения учащихся, средство развития у них
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализации
личности.
В 4 классе на изучение хакасского языка отводится 1 ч в неделю 34 часа в год. В данной
рабочей программе представлено 34 часа. Учитель может планировать, исходя из уровня
подготовки учащихся, на изучение тем, вызывающих затруднение, или на выполнение
творческих работ .
В рабочей программе не предусмотрено проведение контрольных работ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения хакасского языка.
Личностные результаты: 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро»,
«терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость»,
«желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ»,
«национальность» и т.д.;
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута;
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России;
Регулятивные: 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,
самостоятельно оценивать;
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу,
ИКТ, инструменты и приборы;
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
Познавательные: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для
изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски;
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
6. Составлять сложный план текста;
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки;
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других
художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;4. Выполняя
различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать
свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций;
7. Понимать точку зрения другого;
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предвидеть последствия коллективных решений.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения хакасского
языка как государственного языка Республики Хакасия.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах хакасского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре хакасского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.
Содержание кружка
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование) (Тыңниры). Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание
на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его
основной мысли, передача его содержания по вопросам, пересказ текста.
Говорение (Чоохтанары). Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между
целями, содержанием и формой высказывания.
Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научнопопулярной статье.
Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.
Овладение нормами хакасского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение (Хығырары). Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил,
грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по
заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо (Пазары). Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание
письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка,
поздравление, отзыв, инструкция). Собственные сочинения учеников (репродуктивные и
творческие). Предварительный отбор материала. Использование словаря, газет.
Составление плана. Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Оформление различных видов объявлений.
Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями
текста. Структура построения текста. Расширение опыта построения текста.
Термин композиция текста (соотношение и взаимное расположение частей,
обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного
и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и
т.д.)
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Состав слова (Сöс пÿдізі)
Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
Образование новых слов (однокоренных) с помощью аффиксов. Значение аффиксов. Их
смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности. Использование
орфографического словаря.
Морфология
Имя существительное (Адалыс) . Собственные имена существительные, их правописание.
Изменение существительных по числам. Падежи. Изменение существительных по
падежам (падежные вопросы). Заимствованные существительные и правописание их
падежных аффиксов. Правописание аффиксов падежей (пала – палаа, кізі – кізее, сан –
санны, мÿн –мÿнні и др.). Употребление имен существительных с послелогами ÿчÿн,
чіли и послеложными словами хыринда, хазында, ÿстÿнде, читіре, кизіре, азыра, алтында,
пазында.
Местоимение . Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений. Замена имен существительных
местоимениями.
Склонение личных местоимений по падежам и их правописание.
Имя прилагательное. Признаки имени прилагательного. Производные и непроизводные
прилагательные. Образование прилагательных при помощи аффиксов -лығ, ліг, нығ, ніг,
тығ, тіг и их правописание.
Глагол (Иділіс). Значение и употребление глагола в речи. Категория времени, лица.
Времена глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Изменение глаголов по временам.
Правописание аффиксов времен. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по
лицам и числам.
Наречие. Понятие о наречии. Наречие места, времени, образа и степени действия.
Числительное. Понятие о числительном. Значение и вопросы числительного.
Количественные и порядковые числительные, их правописание и употребление в речи.
Лексика (Тілнің сöстіг пайы)
Слово и его значение. Сложные слова, их виды и правописание. Словари хакасского языка
и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Синтаксис и пунктуация (Синтаксис паза танығлар турғызары)
Предложение (Чоохтағ). Виды предложений (нераспространенные и распространенные,
простое с однородными членами, сложное).
Сложное предложение. Союзы в сложном предложении (на ознакомительном уровне).
Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений
Планируемые результаты:
В результате изучения хакасского языка ученик научится: различать, сравнивать, кратко
характеризовать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
• звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
• произношение и написание слов;
• без ошибок списывать несложный текст объемом 15-20 слов;
• использовать грамматические категории частей речи в предложении и в связном тексте;
• строить различные словосочетания и предложения, использовать их в связном
высказывании;
• создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания (на
доступные темы);
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст объемом 60–70
слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских
теле-и радиопередач, аудиозаписей и др.);
• обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
• работы со словарями;
• соблюдения орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего
школьника тематике;
• овладения нормами хакасского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
№
п/п
1.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Изучаем хакасский язык» для 4 класса на 2025 – 2026 учебный год.
Тема
КолДата
Примечание
во
проведения
часов План
Факт
Звуки и буквы хакасского алфавита
2
05.09.
2
Собственные имена
существительные
2
12.09.
19.09.
3
Части речи
1
26.09.
4
Словообразующие окончания
1
03.10.
5
Сложные слова
1
10.10.
6
Имена прилагательные
3
7
Словосочетание
2
8
Имя числительное
2
9
Местоимение
2
10
Глагол
2
11
Временные формы глагола
2
12
Составление предложений
2
13
Простые предложения
2
17.10.
24.10.
31.10.
14.11.
21.11.
28.11.
05.12.
12.12.
19.12.
26.12.
16.01.
23.01.
30.01.
06.02.
13.02.
20.02.
27.02.
2
06.03.
13.03.
2
16
Распространенные и
нераспространенные простые
предложения
Предложения с однородными
членами
Сложные предложения
17
Сложное и простое предложения
2
18
Текст. Тема текста
2
20.03.
03.04.
10.04.
17.04.
24.04.
24.04.
15.05.
22.05.
14
15
3