ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Волшебные краски» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных
основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ"
Основной формой организации образовательного процесса является кружковая
деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным
содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный
подход, отмечать творческие проявления первоклассников, кружковые занятия можно
построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Обучение по программе
построено по принципу «от простого к сложному». Программа предусматривает
использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм внеурочной деятельности
обучающихся. В процессе предусматриваются следующие формы внеурочных
занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение (5-10 мин) и практическое
упражнение (25-30мин)), консультация, выставка, практические упражнения под
руководством педагога, самостоятельное изготовление конкретного изделия. В конце
учебного года планируется участие в общешкольной выставке, где будут представлены
работы по разным направлениям.
Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее
эффективно, программа придерживается основных принципов и условий
стимулирования детского творчества.
Принцип интегральности.
Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить
разные области науки, искусства.
Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с
ними.
Психологические условия.
Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за
счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
Интеллектуальные условия создаются путём создания творческих задач.
Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов, эффекта
неожиданности.
Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.
Использование принципа синестезии.
Он основан на явлении, состоящем в том, что какой-либо раздражитель, действуя на
соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение,
специфическое для данного органа чувств, но и добавочное ощущение или
представление, характерные для другого органа чувств. На занятиях дети интересно и
своеобразно интерпретируют звук, цвет, запах, тактильные ощущения и образы на листе
бумаги. Звуки музыки вызывают зрительные ощущения в виде цвета и формы.

Например, занятия со следующей тематикой: “Что нам подскажет запах”, “Мы можем
изобразить и нарисовать вкус”, “ Потрогай, вообрази и нарисуй”.
Диагностика
Для определения у детей уровня развития воображения, способности создавать
оригинальные образы применяется методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
(см. приложение 1)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНЫЕ
КРАСКИ"
Целью программы “Волшебные краски” является развитие творческого воображения у
детей посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения
этой цели поставлены следующие задачи:
1. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания
творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
2. Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его
воплощения;
3. Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью
цвета;
4. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
5. Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные
способы рисования;
6. Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе посредством
умения понимать и создавать художественные образы;
7. Учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;
8. Создавать благоприятные психолого-педагогические условия для творческой
самореализации каждого ребёнка.
Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ" В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Изучение курса начинается с 1-го класса (в рамках внеурочной деятельности). Объем
программы – 33 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия в 1 классе - 35 минут,
с обязательными физминутками в течении 3-5 минут, работа за компьютером – не более
15 минут.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую
позицию по обсуждаемым темам: познавательные беседы, деловые игры, практическая
работа с красками, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНЫЕ
КРАСКИ"
1 КЛАСС
Содержание (33 часа)
Рисование по замыслу. Входная диагностика. Учитель обращает внимание на не
законченные рисунки и просит детей разгадать что это? Дети дорисовывают, а затем
рассказывают, что изображено.
Листы бумаги с незаконченным рисунком.
"Краски тетушки Радуги". Получать различные оттенки цвета. Называть предметы,
имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность. Изображение радуги.
2 прозрачные баночки с водой, гуашь, альбомный лист.
"Волшебный лес". Печатание растений. Учить детей работать с хрупким материалом листьями. Дети рассматривают сухие листья, красят и отпечатывают на листе бумаги,
дорисовывая полученные изображения так , чтобы получались деревья.
Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
"Кисть рябинки, гроздь калинки. Рисование пальчиком, оттиск печатками из листика.
Знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на
поверхность бумаги. Закреплять умение отпечатывать листик, окунать кисть в краску по
мере необходимости, хорошо ее промывать. Учить анализировать натуру, выделяя ее
признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
Альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетки, гроздь
рябины – натура или иллюстрация.
"Дождь идет". Рисование по сырому слою. Показать приемы получения точек и коротких
линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками,
ливень), используя точку и линию как средство выразительности.
Два листа А4 светло-серого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и
эскизы.
«Облака» . Рисование по сырому фону. Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков.
Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Как отражаются облака в озере?
Рассматривание иллюстраций с изображением облаков. Выполнение изображения
облаков по сырому фону.
Цветная плотная бумага темных синих тонов, белая гуашь, поролон.
"Разноцветные бабочки". Знакомство детей с нетрадиционной техникой – монотипия.
Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в
различных изобразительных техниках.

Лист А4, краски, кисть, мисочка для краски, вода, иллюстрации бабочек.
"Веселая стрекоза" Знакомство детей с нетрадиционной техникой – витражный
рисунок.
Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Освоение нового графического знака волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки при нанесении
контура, заливка краской рисунка.
Фоторамка или стекло, витражные краски или акварель, витражный контур, карандаш,
бумага, ластик.
"Крошки-осьминожки".
Рисование ладошками.
Просмотр
мультфильма
"Осьминожки" Знакомство детей с нетрадиционной техникой – рисование ладошками .
Ладошками можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов!
Добавим несколько деталей, и отпечаток ладони превращается в осьминога.
Альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки с разведенной водой
гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, кисть, мисочка с водой, чтобы помыть
руки, тряпочка.
Рисование пластилиновыми красками. Просмотр детьми мультфильма "Пластилиновая
ворона". Беседа о создании фильма. Учить детей аккуратно наносить пластилин на
рисунок. Развивать воображение, художественное восприятие. Работа детей, нанесение
пластилиновых красок с помощью жесткой кисти, спички или пальчика. В конце занятия
организуется выставка.
Картон, листы бумаги, пластилиновые краски, спички, краски.
"Первый снег". Набрызг, метод тычка. Дети любуются заснеженными деревьями за
окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе
изображается ствол дерева с ветками. Деревьям холодно. Учитель предлагает укрыть их
снежком. Изображение снега и инея, используя технику набрызга и метод тычка.
Тонированная бумага, белая гуашь, жесткая кисть, ватные палочки.
"Верблюд в пустыне". Расчесывание краски. Ознакомление с новым приемом рисования
- расчесывание краски. Освоение нового графического знака - волнистая линия, отработка
плавного, непрерывного движения руки. Передача колорита, характерного для пустыни,
подбирая нужные цвета.
Лист альбомный, краски, кисть, вода, иллюстрации с изображением пустыни.
"Плюшевый медвежонок". Рисование поролоновой губкой позволяющей, наиболее
ярко передавать изображаемый объект, характерную его внешность (объем, пушистость).
Упражнение в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать
предметы, используя печатание пробкой и рисование пальчиком.
Лист альбомный , гуашь, мисочки для краски, пробка, губка, игрушки, эскизы.
“Зайки белые сидят”. Тампонирование. Рисование поролоновой губкой позволяющей,
наиболее ярко передавать изображаемый
объект, характерную его внешность.
Упражнение в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать
предметы, используя тампонирование губкой, ватной палочкой и рисование пальчиком.

"Колючая сказка". Рисование штрихом и методом тычка жесткой полусухой кистью.
Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика.
Познакомить с техникой рисования штрихом и тычком полусухой кисти – учить
имитировать шерсть животных, иголки ежа т.е. использовать тычковую фактуру как
средство выразительности. Учить наносить рисунок на всю поверхность листа.
Бумага, гуашь, жесткие кисти, карандаш.
"Музыкальный рисунок". Рисование музыки. Беседа о музыке. Звучит произведение
Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами. Упражнять детей в
различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить
детей видеть в линиях различные предметы. Предложить детям сочинить свою музыку.
Вместо нот - краски, вместо пианино - бумага.
Листы бумаги, по 2 платочка (один теплого тона, другой- холодного тона), карандаши,
краски.
"Красивые картинки из разноцветной нитки"( 2 ч.)Рисование нитками (ниткография0.
Чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки? Волшебные нитки рисуют
загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют в технике ниткография и пытаются увидеть в
изображении сходство с каким-либо предметом и дорисовать его до какого-либо образа.
Нитки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага.
Панно "Дед Мороз" . Рисование солью.
Знакомство с приемом оформления
изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности
изображения. Закрепление навыков рисования гуашью, умения смешивать на палитре
краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.
Лист альбомный , гуашь, вода, мисочки для краски, губка, соль.
«Рукавички для снегурочки». Работа со знакомыми техниками. Снегурочка потеряла
свои красивые рукавицы, у нее остались только белые, она просит помочь ей украсить их.
Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе.
Вырезанные из белой бумаги рукавички, гуашь, мятая бумага, печать-клише, поршни от
одноразовых шприцов, ватные палочки...
"Космический пейзаж". Граттаж. Беседа о космосе. Знакомство с новой техникой
изображения - граттаж (процарапывание объектов заостренной палочкой). Передача в
рисунке картины космического пейзажа, используя впечатления, полученные при
рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе.
Картон, краски, кисть, вода, иллюстрации с изображением космического пейзажа,
ручка с пером или заостренная палочка.
"Чудесные превращения кляксы". Кляксография. Познакомить с таким способом
изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить
дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для
придания им законченности и сходства с реальными образами.

Лист альбомный , гуашь, мисочки для краски, дополнительный лист для тренировочного
упражнения.
"Русская березка". Батик. Знакомство с техникой рисования - батиком, разными
способами рисунка по ткани. Стих И. Токмаковой "Если б дали березке расческу..."
Картина художника И. Левитана "Березовая роща".
Ткань , гуашь, кисти, салфетка.
«Синий вечер». Линогравюра.
Чтение стихотворения Фетисова «Синий вечер».
Показать, как лучше расположить силуэты. Объяснить последовательность выполнения
работы.
По 2 листа белой бумаги , на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей,
силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) Дети любуются узорами на окне. Стихотворение
Никитина «Жгуч мороз трескучий». Учитель предлагает детям рисовать как Мороз на
окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска, техника раздувание капли.
Тонированная бумага, белая гуашь, пипетка.
"Звездное небо». Фотокопия. Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой
бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать
ими звезды, затем раскрасить небо. В конце организуется выставка.
Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.
«На что похоже?». Аппликация с дорисовыванием. Учитель показывает листы бумаги,
на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать
необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок.
Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги.
«На что похоже?». Техника монотипии. Краски загадывают загадки. Они превращаются в
самые разные предметы, а дети должны угадать. Дети работают в знакомой технике
монотипия, дорисовывая полученные изображения до готовых образов.
Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки.
"Праздничный салют". Проступающий рисунок: акварель, гуашь + восковые мелки.
Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет
выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься
акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Лист А4, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, репродукция «Праздничный
салют над городом».
«Наша улица» Усложнение и совмещение техник: печатание + набрызг + силуэтное
рисование. Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу. Дети
выбирают необходимый материал для работы. В конце занятия дети показывают друг
другу свои работы и рассказывают какими способами они добились таких результатов.
Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания, манка, тычки, мятая бумага, клей…

"Черемуха душистая". Рисование пальчиком и методом тычка. Полюбоваться цветущей
черемухой . Предложить нарисовать картину на которой нарисована цветущая черемуха,
чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем
цветы.
Альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетки, ветка
черемухи – натура или иллюстрация.
"Какого цвета лето?" Вспомнить наблюдения за цветочной поляной. Хотите, чтобы в
классе всегда была красивая цветочная поляна? С помощью нетрадиционной техники
рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с
акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные,
прозрачные оттенки, характерные для пейзажа раннего лета. Рисование под музыку
Чайковского «Вальс цветов»
По 2 альбомных листа бумаги, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой
на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого
ребёнка, репродукции картин на тему "Лето".
Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной деятельности.
Нетрадиционное занятие-досуг, которое включает ряд игровых методов, элементов
соревнования, способствующих лучшему осмыслению изобразительного образа,
развитию художественно-творческой активности школьников, фантазии и воображения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес
к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта формулировать
выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации,
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность
существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей,
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины
успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Волшебные краски».
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства;
умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении
труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры
Обучающиеся научатся:
- основным нетрадиционным техникам и способам рисования ( кляксография, рисование
по сырому слою бумаги, модульное рисование, набрызг,
граттаж, рисование
пластилином, свечой, с помощью соли…);
- определять художественные качества и образную выразительность цвета;
- технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;
- самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
- получать новые цвета и оттенки из основных цветов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем программы
п/п
Рисование по замыслу. Входная диагностика.
"Краски тетушки Радуги".
"Волшебный лес"
"Кисть рябинки, гроздь калинки
"Дождь идет" Рисование по сырому слою.
«Облака». Рисование по сырому фону.
Разноцветные бабочки. Монотипия
"Веселая стрекоза"
"Крошки-осьминожки" Рисование ладошками.
Рисование пластилиновыми красками.
"Первый снег". Набрызги.
"Верблюд в пустыне". Расчесывание краски.
"Плюшевый медвежонок". Рисование поролоном.
“Зайки белые сидят”. Тампонирование.
"Колючая сказка". Рисование штрихом и методом тычка
жесткой полусухой кистью.
16
"Музыкальный рисунок" Рисование музыки.
17-18 "Красивые картинки из разноцветной нитки" Рисование
нитками.
19
Панно "Дед Мороз" . Рисование солью.
20
«Рукавички для снегурочки». Работа со знакомыми
техниками.
21
"Космический пейзаж". Граттаж.
22
"Чудесные превращения кляксы". Кляксография.
23
"Русская березка". Батик.
24
«Синий вечер». Линогравюра.
25
«Узоры на окнах». Раздувание капли.
26
"Звездное небо». Фотокопия.
27
«На что похоже?» Аппликация с дорисовыванием.
28
«На что похоже?» Техника монотипии.
29
"Праздничный салют" Проступающий рисунок: акварель,
гуашь + восковые мелки.
30
«Наша улица». Совмещение техник: печатание+набрызг+
силуэтное рисование)
31
"Черемуха душистая". Рисование пальчиком.
32
"Какого цвета лето?". Монотипия.
33
Развлекательно-познавательный КВН по изобразительной
деятельности.
Итого:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Дата

. Техническое оснащение занятий:
Экранно-звуковые пособия
Интерактивное наглядное пособие по окружающему миру «Наглядная начальная школа»
ООО «Издательство «Экзамен», ООО « Экзамен - Медиа», 2013
Сайт «Начальная школа»: http://1-4.prosv.ru

Технические средства обучения
1.
2.
3.
4.
5.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Интерактивная доска
Ноутбук
Мультимедийный проектор.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с
программой.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Бумага для акварели
Карандаш
Цветные карандаши, восковые мелки.
Фломастеры
Бумажные салфетки
Клей ПВА
Набор кисточек
Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».