Внеурочка РП Информатика в играх и задачах

Программа внеурочной деятельности
«Информатика в играх и задачах» (1- 4 кл.)
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах»
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской
программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» /
под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2019г.) и Основной образовательной программы
начального общего образования МБОУ «Сарагашская сош».
Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
ассоциируются
с
передним
краем
научно-технического
прогресса,
с
высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными профессиями,
требующими развитого мышления, с интеллектоёмкой экономикой. Основу создания и
использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации – закладывает
информатика. Информатика, информационные и коммуникационные технологии
оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного
человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы,
свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность
настоящего времени.
Курс «Информатика в играх и задачах» предъявляет особые требования к развитию в
начальной школе логических универсальных действий и освоению информационнокоммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной
деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика
предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные
логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как
инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационнокоммуникационых технологий как инструмента образования предполагает личностное
развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию
этических и правовых норм при работе с информацией.

Цели и задачи программы
Освоение курса направлено на достижение следующих целей:
 овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом
практической деятельности по созданию информационных объектов,
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие пространственного воображения, логического и визуального
мышления;
 практическое применение сотрудничества в коллективной информационной
деятельности.
В качестве основных задач внеурочной деятельности ставится:

 начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с
информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными
изображениями)
 ознакомление со способами организации и поиска информации;
 создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой
информации.

Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Режим занятий: Учебный план предусматривает 1 класс 33 часа в год, 2-4 класс
34 часа, 1 занятие в неделю
Изучение курса начинается с 1-го класса (в рамках внеурочной деятельности), т.к.
дети с удовольствием воспринимают занятия информатики, начинают лучше успевать по
другим предметам и легче осваивают материал курса на следующих годах обучения.
Продолжительность занятия в 1классе - 30 минут, во 2 – 4-х классах – 40 минут с
обязательными физминутками в течении 3-5 минут, работа за компьютером – не более 1520 минут.
Содержание программы ориентировано на добровольную одновозрастную группу
детей 1-4 классов

Формы и виды деятельности
В курсе «Информатика в играх и задачах» сконцентрировано основное внимание
на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении
ими практики работы на компьютере.
Предусматривается два направления курса – развитие логического и алгоритмического
мышления учащихся и освоение ими практики работы на компьютере.
Занятия, нацеленные на освоение работы на компьютере:
 требуют обязательного наличия компьютеров и проводятся в компьютерном
классе.
Занятия, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся:
 не требуют обязательного наличия компьютеров;
 проводятся преимущественно учителем начальной школы, что создаёт
предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других
предметов.
1. Технологический компонент
Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий
предусматривает модульную организацию программы.
1. Знакомство с компьютером.
2. Создание рисунков.
3. Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
4. Создание текстов.

5. Создание печатных публикаций.
6. Создание электронных публикаций.
7. Поиск информации.
Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает
выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых
технологий.
2. Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса «Информатика в играх и задачах» в начальной школе
предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления,
создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных
знаний и умений в областях, связанных с информатикой.
Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что
объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Формы подведения итогов:
-практическая работа на компьютере (создание презентаций, текстового
сообщения, графического рисунка);
-тестирование;
- игровое занятие(проверяется умение владеть мышкой)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Информатика в играх и задачах» (УУД)





Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам
других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными
ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями.


Метапредметные результаты
1. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
 освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
 формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
 поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,
информационной среде образовательного учреждения, в федеральных
хранилищах информационных образовательных ресурсов;

 использование средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые
данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и
звуки, ссылки между элементами сообщения;
 подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
2. Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
 планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
 поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
 моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая
или знаково-символическая);
 анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
 синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
 выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
 подведение под понятие;
 установление причинно-следственных связей;
 построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
 выслушивание собеседника и ведение диалога;
 признавание возможности существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою.
Предметные результаты
1. Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером».
В результате изучения данного модуля учащиеся узнают
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
 для чего нужны основные устройства компьютера;
научатся
 пользоваться мышью и клавиатурой;
 запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
Модуль «Создание рисунков».
В результате изучения данного модуля учащиеся научатся
 выполнять основные операции при рисовании с помощью компьютерной
программы Раint;
 сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок,
предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
В результате изучения данного модуля учащиеся узнают:

 что такое полное имя файла;
научатся:
 создавать папки (каталоги);
 удалять файлы и папки (каталоги);
 копировать файлы и папки (каталоги);
 перемещать файлы и папки (каталоги).
Модуль «Создание текстов».
В результате изучения данного модуля учащиеся научатся:
 набирать текст на клавиатуре;
 сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые
документы и редактировать их;
 копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
 устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
 подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового
документа;
 составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при
помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Модуль «Создание печатных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся научатся:
 вставлять изображения в печатную публикацию;
 создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
 создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
 красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии,
схемы и таблицы;
 составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и
создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание электронных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащимся предоставлена возможность научится:
 создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать
публикации с использованием гиперссылок;
 включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные
элементы.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные
публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты,
изображения, звуки, видео и анимацию.
Модуль «Поиск информации».
В результате изучения данного модуля учащиеся научатся:
 искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
 искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых
систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную
информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных
публикаций.
2. Логико-алгоритмический компонент
1-й класс

В результате изучения материала учащиеся научатся:
 находить лишний предмет в группе однородных;
 давать название группе однородных предметов;
 находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер,
количество элементов и т. д.);
 находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
 называть последовательность простых знакомых действий;
 находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
 отличать заведомо ложные фразы;
 называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся научатся:
 предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
 выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия
этим группам;
 разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по
значениям разных признаков;
 находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
 приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
 точно выполнять действия под диктовку учителя;
 отличать высказывания от других предложений, приводить примеры
высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся научатся:
 находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного
класса (группы однородных предметов);
 называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных
предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
 понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
 выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
 изображать графы;
 выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
 находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся научатся:
 определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
 описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он
входит (по аналогии с почтовым адресом);
 заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке
таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из
нескольких предметов);
 выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные
заданному;
 изображать множества с разным взаимным расположением;
 записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации
составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Содержание курса внеурочной деятельности
1. Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии.
Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства
компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол.
Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск
программы. Завершение выполнения программы.
Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических
редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при
рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки
(каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции
над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и
папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок
(каталогов).
Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Правила
клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста,
перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение
текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение
текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта,
размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок,
основной текст. Выравнивание абзацев.
Модуль «Создание печатных публикаций». Печатные публикации. Виды печатных
публикаций. Иллюстрации в публикациях. Схемы в публикациях. Некоторые виды схем:
схемы отношений; схемы, отражающие расположение и соединение предметов; схемы,
отражающие происходящие изменения, порядок действий. Таблицы в публикациях.
Столбцы и строки.
Модуль «Создание электронных публикаций». Электронные публикации. Виды
электронных публикаций: презентации, электронные учебники и энциклопедии,
справочные системы, страницы сети Интернет. Примеры программ для создания
электронных публикаций. Гиперссылки в публикациях. Порядок действий при создании
электронной публикации. Подготовка презентаций.
Модуль «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска:
компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память
компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по
теме информации. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска.
Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск
информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение
найденных изображений.
2. Логико-алгоритмический компонент
1-й класс
План действий и его описание (5ч.) Последовательность действий. Последовательность
состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных
планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки и составные части предметов (8ч). Выделение признаков
предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более
предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
Логические рассуждения (6ч). Истинность и ложность высказываний. Логические
рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.
Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Множества – (8ч.) Множество, подмножество, элементы множества. Представление о
множествах, подмножествах, пересечении двух множеств. Определение принадлежности
элементов множеству и характер отношений между множествами.
Знакомство с компьютером (6ч)
2-й класс
План действий и его описание. Алгоритм(10ч). Последовательность действий.
Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.
Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов (8ч).Выделение признаков
предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более
предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части
предметов.
Логические рассуждения (7ч.) Истинность и ложность высказываний. Логические
рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов.
Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания
высказываний.
Знакомство с компьютером (9ч)
3-й класс
Алгоритмы(6ч). Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы
записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление
алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов(5ч). Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с
общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия
объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных
признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения(8ч). Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их
табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач(6ч). Игры. Анализ игры с выигрышной
стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные
закономерности.
Знакомство с компьютером (9ч)
4-й класс
Алгоритмы(6ч). Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение
указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты(5ч).Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава.
Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом
сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных
объектах.
Логические рассуждения(6ч). Связь операций над множествами и логических операций.
Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …».
Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».
Применение моделей (схем) для решения задач(5ч). Приёмы фантазирования (приём
«наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь
изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов
фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Знакомство с компьютером (12ч)

Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Описание предметов
План действий и его описание
Множества
Логика
Модуль «Работа на компьютере».

Всего
8
5
8
5
7
33

Количество часов
Теория
Практика
2
6
1
4
2
6
1
4
1
6
7
26

Всего
10

Количество часов
Теория
Практика
2
8

2класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Тема
План действий и его описание.
Алгоритмы
Отличительные признаки и
составные части предметов всего
Логические рассуждения
Модуль «Работа на компьютере».

8

2

6

7
9
34

1
1
6

6
8
28

3класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Алгоритмы
Группы объектов
Логические рассуждения
Модели в информатике
Модуль «Работа на компьютере».

Всего
6
5
8
6
9
34

Количество часов
Теория
Практика
2
4
1
4
2
6
2
4
1
8
8
26

Всего
5
5
6
5

Количество часов
Теория
Практика
1
4
2
4
1
5
2
3

4класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Алгоритмы
Группы(классы). Объекты
Логические рассуждения
Применение моделей (схем) для
решения задач
Модуль «Работа на компьютере».

13
34

2
8

11
26

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Интерактивное наглядное пособие «Наглядная начальная школа», ООО «Издательство
«Экзамен», ООО « Экзамен - Медиа», 2013.
Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100».
- Режим доступа :http://www.school2100.ru
Сайт «Начальная школа»: http://1-4.prosv.ru
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2.

Магнитная доска.

3. Интерактивная доска
4. Ноутбук


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».