РП Внеурочная деятельность Реальная математика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Реальная математика» для 9 класса
на 2024-2025 учебный год составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Данная
программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, обеспечить осмысление
математических знаний, их практического значения. Математическое образование не будет
представляться им чем-то абстрактным, и все реже будет возникать вопрос: “А зачем нам нужно
изучать математику?”.
Данной программой предусмотрено использование всех заданий исключительно с
практическим содержанием (в том числе и задания на смекалку). Освоение программы направлено
на побуждение познавательного интереса к математике, установление связи математических
знаний с ситуациями из повседневной жизни.
Включение в образовательный процесс математических задач практического содержания
важно и в психологическом отношении, так как обеспечивает формирование познавательного
интереса обучающихся и приобретение жизненного опыта, развивает логическое мышление.
Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей,
логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к
математической
культуре,
истории
математических
открытий,
профориентационная
направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности
способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует
качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог,
приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических
средств
способствует
совершенствованию
информационной
грамотности
учащихся.
Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся,
формируют потребность в самопознании, саморазвитии.
В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов,
обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций
предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или
коллективной деятельности, с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или
иных взрослых, обладающих соответствующим опытом.
Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической
основы системно-деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических
работ на местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых
исследований, различных видов проектной и творческой деятельности.
Программа предназначена школьникам, имеющим определенный запас базовых
математических знаний.
Рабочая программа «Реальная математика» составлена для 9 класса, рассчитана на
проведение 2 часа в неделю, 66 занятий в год.
Цели курса "Реальная математика"
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности
обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не
могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного
учебного плана.
Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования
ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной
действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и
личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее
самоопределение в сфере профессионального предпочтения.
Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями и
предполагает наличие общих представлений о применении математики, рассчитана на учащихся,
которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических

преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний
о профессиях.
Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию
логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С
целью
повышения
познавательной
активности
учащихся,
развития
способностей
самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить
самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, поиск необходимой и полезной
информации.
Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как
о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.
Задачи курса "Реальная математика"
Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости
математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области
гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода
прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к
области знаний.
Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части
общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного
прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и
способами выполнения математических преобразований для использования в практической
деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого
человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся,
навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки
конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов,
навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу содержания программы заложены следующие психолого-педагогические
принципы:

Доступность и наглядность;

Связь теории с практикой

Учет возрастных особенностей школьников;

Вовлечение обучающихся в активную деятельность

Целенаправленность и последовательность деятельности

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и
профессионального самоопределения;

Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного
образования;

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом

Учет индивидуальных особенностей развития ребенка в интеллектуальной,
эмоциональной и поведенческой сферах их проявления.

Свободное развитие личности, приобретение жизненного опыта и знаний на
собственном опыте.

Развитие ребенка через навыки общения в социуме, умение договариваться и
слушать друг друга.
В основу содержания программы заложены следующие педагогические задачи:

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом,
сверстниками, родителями и другими взрослыми людьми для решения общих проблем.

Воспитание
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для
формирования здорового образа жизни
В основу реализации программы заложены следующая структура педагогической
деятельности:
1.
Регламентированная деятельность в форме занятий, в которых учитель является
инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания.
2.
Совместная деятельность педагога с детьми, которая предусматривает постановку
и реализацию совместных задач, постановку учебной проблемы, решение которой обеспечивает
освоение разных видов деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным ценностям,
расширяет представления о практической деятельности человека.
3.
Свободная деятельность детей, которая предусматривает свободный выбор темы
учебного исследования, формы деятельности в этом исследовании и формы подачи результатов
исследования. Такая деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, его
творческую активность, свободное экспериментирование. Функция педагога здесь
предусматривает создание предметной среды, отвечающей его интересам и имеющей
развивающий характер, а также педагогическое сопровождение его учебной деятельности
(заинтересованное
наблюдения,
консультирование,
личное
участие,
поощрение
самостоятельности)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

познавательные

регулятивные

личностные

УУД

Формируемыеумения
Средстваформирования
o Организация познавательной деятельности
 Мотивация к обучению
o Организация парной, групповой,
 Самоорганизация и саморазвитие
коллективной творческой деятельности
 Познавательные умения
o
Организация практической деятельности с
 Умений самостоятельно конструировать свои
использованием оборудования и
знания, ориентироваться в информационном
подручных средств
пространстве
 Умения и навыки практических действий для
решения практических задач
Метапредметные результаты
o подведение к формулировке цели через
 Определять цель деятельности на уроке
зону ближайшего развития
самостоятельно и с помощью учителя.
o планирование действий для выполнения
 Совместно с учителем обнаруживать и
учебной задачи, распределение функций
формулировать учебную проблему.
или ролей внутри группы, коллектива при
 Планировать учебную деятельность на уроке
содействии учителя
и последовательность выполнения действий.
o внесение дополнений и корректив в план
 Высказывать свои версии и предлагать
действий в случае отклонения от
способы их проверки (на основе
ожидаемого результата
продуктивных заданий).
o
прогнозирование результата деятельности
 Работая по предложенному плану,
o
самоконтроль, взаимоконтроль, контроль
использовать необходимые средства
со стороны учителя
(справочные пособия, инструменты,
o
оценка результатов деятельности и
подручные средства).
побуждение к преодолению затруднений
 Определять успешность выполнения своего
задания.
 Учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации
 Осуществлять итоговый и пошаговый
контроль результатов
 навыки решения проблем творческого и
поискового характера,
 навыки поиска, анализа, интерпретации и
конструирования информации.
 навыки выбора наиболее эффективных
способов действий

o в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
o преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
o проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве
o обеспечить расширение границ поиска
информации за счёт библиотечного центра
и открытого информационного
пространства

коммуникативные

 умение выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика).
 умение координировать свои усилия с
усилиями других.
 формулировать собственное мнение и
позицию;
 договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности
 допускать возможность существования у
людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве
 умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли

o учитывать разные мнения иинтересыи
обосновывать собственную позицию;
o понимать относительностьмненийи
подходовк решению проблемы;
o аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициямипартнеровв
сотрудничестве при выработкеобщего
решения всовместной деятельности
o продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех его
участников
o достаточно точно, последовательнои
полнопередавать партнерунеобходимую
информацию как ориентирдляпостроения
действия
o инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации
o защита проектов

В результате прохождения программы школьники научатся:

Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом
информационном пространстве

Создавать презентации;

Распознавать математические понятия и применять их при решении задач
практического характера;

Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их практического
значения и с применением известных правил;

Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;

Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;

Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой
аттестации в дальнейшей практической деятельности.
Поиск решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических
задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников
способности к:

Целеполаганию (поставка и удержание цели);

Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к
необходимому результату);

Моделированию (представление способа деятельности через использование
моделей, представление результата с помощью математической моделей);

Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;

Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему
получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;

Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы,
коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей
позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения).
Программа обеспечивает возможность школьниками достичь следующих предметных
результатов:

Получение представлений об основных изучаемых понятиях, как важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;


Овладение навыками инструментальных вычислений;

Овладение приемами решения практических задач;

Овладение геометрическим языком, умением использовать его для описания
предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, приобретение навыков
практических измерений

Овладение знаниями об экономических и гражданско-правовых понятиях
Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих
результатов развития:

В личностном направлении:
1.
Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
2.
Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от
факта
3.
Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности
4.
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач
5.
Умение контролировать процесс и результат деятельности
6.
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей,
задач, решений, рассуждений

В метапредметном направлении:
1.
Первоначальные представления об идеях и методах математики как об
универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и процессов
2.
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в
окружающей жизни
3.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
проблем и представлять ее в понятной форме
4.
Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации,
интерпретации, аргументации
5.
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость
их проверки
6.
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач
7.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения
учебных и практических проблем
8.
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера
Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:

с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;

с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе.

С уроками черчения: изображение объекта.

С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и
практических задач.

С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм,
законодательных актов в решении учебных и практических задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Раздел программы

Колво
часов
18

1

Математика в быту.

2

Математика в профессии

22

3

Математика в бизнесе

8

4

Математика и общество

10

5

Математика в природе

8

ИТОГО

66

Практические работы
Практическая работа №1, №2

Зачет
Практическая работа №3


Наверх

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».