рп практи.общ ВД 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа «Практическое обществознание» разработана на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
и предназначена для реализации
внеурочной деятельности обучающихся в 9 классах. Данная программа
составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по
обществознанию.
Программа может быть использована для расширения и углубления
программы предпрофильного обучения по обществознанию и построения
индивидуальной образовательной траектории обучающихся, проявляющих
интерес к общественным наукам. Курс построен таким образом, что позволит
расширить и углубить знания обучающихся, ликвидировать возможные
образовательные дефициты.
Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную)
направленность и представляет собой вариант программы организации
внеурочной деятельности обучающихся основной школы.
Актуальность данной программы состоит в популярности выбора
обществознания для сдачи государственной итоговой аттестации
обучающимися 9 классов, важностью создания условий для повышения
уровня предметной и психологической подготовки школьников к сдаче
государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ (знакомства
школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими
навыков выполнения разных типов заданий).
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА – закрепление и расширение системы научных
знаний и представлений по основным темам курса обществознания
ЗАДАЧИ:
актуализировать и систематизировать знания об основных сферах
человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах
регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина
отработать умения получать и критически осмысливать социальную (в
том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные
отработать практические навыки учащихся при выполнении
заданий разного типа.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, планирующих сдавать
экзамен по обществознанию в формате ОГЭ, а также направлен на
социальное и культурное развитие личности учащихся, их творческой
самореализации. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Общая
недельная нагрузка составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Человек и его социальное окружение 3часа
Биологическое и социальное в человеке. Потребности человека
Индивид,
индивидуальность,
личность.
Формирование
личности.
Особенности подросткового возраста..
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Межличностные отношения (деловые, личные).
Конфликты в межличностных отношениях
Общество, в котором мы живём. Человек в современном
изменяющемся мире
Что такое общество. Связь общества и природы
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Развитие общества. Информационное общество.
Информационная культура и информационная безопасность.
Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия
глобализации, её противоречия.
Глобальные проблемы и возможности их решения.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.
Принципы и нормы морали. Наука. Образование. Личностная и
общественная значимость образования в современном обществе.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода
совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Человек в экономических отношениях
Что такое экономика. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов.
Экономический выбор. Экономическая система и её функции.
Собственность. Виды экономической деятельности. Производство ‒
источник экономических благ. Факторы производства. Обмен. Торговля и
её формы.Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение
труда. Занятость и безработица. Рыночная экономика. Предприятие в
экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства. Предпринимательство. Виды
и
формы
предпринимательской деятельности. Деньги и их функции.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные
союзы, участники фондового рынка).
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты).
Страховые услуги. Домохозяйства.
Экономические цели и функции государства.

Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет.
Человек в системе социальных отношений. Социальные
ценности и нормы.
Социальная структура общества. Человек в системе социальных
отношений. Семья как малая группа. Социальные ценности и
нормы. Социальные конфликты и пути их решения.
Человек в политическом измерении
Политическая жизнь общества. Государство ‒ политическая организация
общества. Формы государства. Участие граждан в политике. Выборы,
референдум. Политические партии.
Гражданин и государство.
Конституция Российской Федерации ‒ основной закон.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина. Гражданство Российской Федерации
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Судебная система в Российской Федерации.
Человек как участник правовых отношений. Основы
российского права.
Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений.
Физические и юридические лицав гражданском праве. Правоспособность и
дееспособность. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
отношений. Права потребителей и возможности их защиты.
Условия заключения брака в Российской Федерации.
Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности детей и
родителей. Трудовой договор.
Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Преступления и уголовная ответственность.
Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность.
Административные
проступки и административная ответственность.
Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания

гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
 умение анализировать экономическую и политическую проблему и
определять государственные учреждения, в которые необходимо обратиться
для её решения;
 нахождение различных способов решения экономических, социальных и
политических проблем и оценивание последствий этих проблем;
 умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего
поведения как рационального потребителя;
 установление причинно-следственных связей между социальными и
экономическими явлениями и процессами;
Регулятивные:
 умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в
различных сферах жизни общества, выдвигать версии её решения,
определять последовательность своих действий по её решению;
 проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения насущных проблем в своей
жизни;
 контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению разных вопросов на основе выработанных критериев;
 самостоятельное планирование действий по изучению различных учебных
предметов, в том числе и при самообразовании.
Коммуникативные:
 умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и
продвигать предлагаемые идеи;
 формулирование собственного отношения к различным проблемам
(управление личными финансами, семейные взаимоотношения, социальные
конфликты, взаимодействие с государственными учреждениями и т. д.);
 умение анализировать и интерпретировать информацию, полученную из
различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство
(аргумент), факты.
Предметные результаты:
 владение понятиями: мировоззрение, виды мировоззрения, элементы и
подсистемы общества, человеческий капитал, научное мышление, формы
культуры, разновидности культуры, политический режим, типология
политических режимов, политическая элита,
политический процесс,
политическое участие, субъекты гражданского права, международное право;
владение знаниями:
 об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;

 основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
 законодательства Российской Федерации;
 приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
П/П

Наименование разделов и тем

1

Основные характеристики экзаменационной работы
по обществознанию в форме ГИА.
Человек и его социальное окружение
Общество, в котором мы живём. Человек в
современном изменяющемся мире
Человек в мире культуры
Человек в экономических отношениях
Человек в системе социальных отношений.
Социальные ценности и нормы
Человек в политическом измерении
Гражданин и государство
Человек как участник правовых отношений.
Основы российского права
Различное содержание в разных вариантах
Итоговые занятия
Итого

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

количество
теория
-

часов
практика
1

2
1

1
2

1
4
1

2
2
2

1
1
2

2
1
2

13

2
4
21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
П/П
1

2

3

4
5

6-7

Тема учебного занятия
Основные характеристики экзаменационной работы по
обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню
подготовки выпускников основной школы, определенные в
федеральном государственном образовательном стандарте по
обществознанию.
Биологическое и социальное в человеке. Личность.
Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и
ее основные формы (труд, игра, учение).
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные
отношения. Общение. Межличностные конфликты, их
конструктивное разрешение.
Практический тренинг по содержательной линии
«Человек и его социальное окружение».
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимодействие общества и природы. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Типы обществ.
Глобальные проблемы.
Практический тренинг по содержательной линии

Количество

часов
1

1

1

1

1
2

8

9-10
11

12

13

14
15-16
17

18-19

20

21-22
23
24
25
26
27-28
29
30
31-33
34
ИТОГО

«Общество, в котором мы живём. Человек в современном
изменяющемся мире».
Культура, её многообразие и формы. Человек в мире
культуры Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.Принципы и нормы морали. Наука.
Образование. Религия. Искусство.
Практический тренинг по содержательной линии
«Человек в мире культуры».
Экономическая жизнь общества.Потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономическая
система
и
её функции. Собственность.
Виды экономической деятельности. Производство ‒ источник
экономических благ. Факторы производства. Обмен.
Торговля и её формы.
Трудовая деятельность.
Рыночная экономика. Предприятие в экономике.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности.
Деньги и их функции.
Финансовый рынок и посредники. Банковские услуги.
Страховые услуги.
Государство и экономика.
Практический тренинг по содержательной линии
«Человек в экономических отношениях».
Социальная структура общества. Человек в системе
социальных отношений. Семья как малая группа.
Социальные ценности и нормы.
Социальные конфликты и пути их решения.
Практический тренинг по содержательной линии
«Человек в системе социальных отношений.
Социальные ценности и нормы».
Политическая жизнь общества. Государство - политическая
организация общества. Формы государства. Участие граждан в
политике. Политические партии.
Практический тренинг по содержательной линии
«Человек в политическом измерении».
Гражданин и государство.
Практический тренинг по содержательной линии
«Гражданин и государство».
Человек как участник правовых отношений.
Основы российского права
Практический тренинг по содержательной линии «Человек как
участник правовых отношений. Основы российского права».
Различное содержание в разных вариантах (задания 1,5)
Различное содержание в разных вариантах (задания 6,12)
Итоговая работа (формат ОГЭ)
Анализ контрольной работы. Итоговое повторение

1

2

1

1

1
1
2

1
2

1

2
1
1
1
1
2
1
1
3
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
• Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая

Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание 9-й класс / Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю.,
Лобанов И. А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».