МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Управление образования администрации Боградского района
Республики Хакасия
МБОУ "Сарагашская СОШ "
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
ШМО гуманитарного и
естественноматематического цикла
Заместитель директора
по УВР
Директор
________________________
Катышева Е.Г.
Приказ № 230
от «29» августа 2025 г.
Ершова Ю. С.
Приказ
№230
Кискорова А.С.
от «29» августа 2025г.
Приказ № 230
________________________
________________________
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9260935)
Занимательная география
для обучающихся 9 класса
Сарагаш 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная география»
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ – общекультурное.
1.
2.
3.
4.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ»
Расширение и углубление знаний учащихся по географии .
Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные
географические источники
Задачи:
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни;
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и
углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета
на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей
профессиональной деятельности.
Воспитательный потенциал КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» реализуется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально
значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
МЕСТО
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
общее количество времени составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа в
неделю.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия проходят в форме лекций, практических работ, игр.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Занимательная
география"
Земля-уникальная планета. (2 ч)
Решение олимпиадных задач.
Источники географической информации (13 ч)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.
План местности. Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения
карт. Топографическая карта. Условные знаки. Способы изображения рельефа. Чтение
карты. Чтение топографических и физических карт. Комплексный анализ географических
условий по топографической карте. Чтение профиля рельефа местности. Решение задач по
плану и карте.
Масштаб. Азимут.
Масштаб численный, именованный, линейный. Азимут. Решение задач по переводу
масштаба из численного в именованный, и обратно. Измерение расстояний на плане
местности разными способами: с помощью линейки; курвиметра; циркуля-измерителя, без
проведения измерений. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным
расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности
разными способами.
Градусная сетка. Географические координаты.
Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин
меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и
меридианов на глобусе и географической карте. Решение задач на сравнение времени
совершения путешествий в различных широтах, в зависимости от направления движения;
по разным меридианам и параллелям. Определение местоположения объекта по одной
координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным
географических координат. Решение задач на определение антиподов географических
объектов (диаметрально противоположных объектов, расположенных на поверхности
земного шара). Решение задач на определение географических координат заданной точки и
наоборот, на определение точки по заданным координатам по карте. Решение задач на
определение географической широты по формуле. Определение сторон горизонта по
параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение
задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической
карте.
Условные знаки.
Условные знаки и их различия на плане, карте, топографической карте. Горизонтали,
шкала заложений, бергштрихи на топографической карте. Задачи на чтение условных
знаков. Различия между изображением земной поверхности на плане и карте.
Абсолютная и относительная высота.
Особенности определения абсолютной высоты и вычисления относительной высоты по
плану местности. Решение задач на определение превышения высоты между отдельными
точками на местности. Изображение неровностей рельефа с помощью горизонталей и
бергштрихов.
Картографические проекции и искажения.
Понятие и виды картографических проекций. Картографические искажения;
генерализация. Работа с картами атласов по определению картографических проекций, в
которых они выполнены. Решение задач на сравнение точности изображаемых
географических объектов на картах различных проекций.
Годовое и суточное движение Земли.
Решение задач на определение территорий на поверхности земного шара, где бывает
Солнце в зените. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение
задач на определение полуденной высоты Солнца.
Часовые пояса.
Решение задач на определение местного и поясного времени. Особенности пересечения
линии перемены дат. Решение задач на определение времени затраченного на путешествие
с запада на восток (с востока на запад), при условии пересечения 180 меридиана.
Игра - «Географический марафон» (1 ч).
Путешествия и географические открытия (2 часа)
Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в
8-ми томах Клавдия Птолемея. Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы
Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В.
Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло. Научные
экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое
общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н.
М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев,
К. И. Арсеньев).
Практическая работа: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена
путешественников на карте.
Природа Земли и человек (13 ч).
Литосфера (2 ч) Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение
Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Геологическая карта.
Геохронологическая таблица. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат
взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа.
Минеральные ресурсы.
Решение задач на определение изменения температуры при движении вглубь Земли.
Решение задач на определение глубины, при условии, что известны температуры на
поверхности и на глубине.
Атмосфера (4 ч) Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция.
Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Климатообразующие факторы.
Практические работы: Решение задач на определение высоты гор, при условии, что
известны данные температур у подножия и на вершине. Решение задач на определение
температур на различной высоте в атмосфере. Решение задач с использованием данных
атмосферного давления: определение высоты форм рельефа (использование данных
разницы атмосферного давления у подножия и на вершине). Работа с климатическими
картами: чтение изотерм, определение количества осадков. Приёмы работы с
синоптическими картами. Решение задач на чтение климатограмм, определение типа
климата по климатограмме.
Гидросфера (2 ч). Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды
на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.
Решение задач на определение расположения слоев горных пород в зависимости от их
возраста. Решение задач на сравнение и ранжирование географических объектов по
глубине. Решение задач на определение, сравнение и анализ солёности воды в морях и
океанах.
Биосфера (2 ч). Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы
биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный
комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность.
Решение задач на соответствие между природной зоной, почвами, животными и
растениями, характерными для данной ПЗ.
Игра «Географический бой» (1 ч)
Стихийные природные явления (2 ч)
Материки, океаны, народы и страны (18 часов)
Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата.
Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы.
Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие
расы, этносы
Практические работы:
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам:
«Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса
и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной
деятельности».
Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.
Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной
климатограмме.
Определение страны по описанию.
Игра «Географический чемпионат» (1 ч)
Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение
учебно-тренировочных тестов по разделу
География России (15 часов)
Природа России (6 ч)
Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на
карте часовых поясов. Административно-территориальное деление РФ. Геологическое
строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Факторы, определяющие
климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России.
Главные речные системы. Размещение основных типов почв России. Растительный и
животный мир России. Экологические проблемы.
Определение крайних точек России, пограничных государств. Определение климатических
показателей по синоптической карте. Определение территорий распространения
неблагоприятных природных явлений, причин их возникновения. Выявление зависимости
между тектоническими структурами, рельефом и размещением полезных ископаемых.
Население России (2 ч)
Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и
религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население,
урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы. Традиционные отрасли
хозяйства народов России.
Решение задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков
Хозяйство России (7 ч)
Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора
хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение.
Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории.
Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Хозяйство района, его
специализация и крупные центры производства. Региональные различия внутри района.
Проблемы района. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения
отдельных предприятий по территории страны. Определение субъектов по краткому
описанию.
Решение задач по определению субъектов по краткому описанию. Анализ экономических
карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Выявление и анализ
условий для развития хозяйства районов, их влияние на специализацию.
Итоговое занятие (1 час) Игра «Клуб знатоков»
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, иметь уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознавать свою
этническую принадлежность, знать историю, язык, культуру своего народа, своего края,
основы культурного наследия народов России и человечества; усвоить гуманистические,
демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
обладать чувством ответственности и долга перед Родиной;
- иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к
труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- иметь целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- обладать осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовностью и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
- обладать основами экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, иметь опыт экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- обладать смысловым чтением;
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
обладать
компетентностью
в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
- обладать экологическим мышлением, уметь применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для
решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры
и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Ученик научится:
давать определения географическим понятиям и терминам;
оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также
географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и
явлений;
использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое
мышление учащихся;
анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные
проблемы и проектировать пути их решения;
использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи
действительности;
давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать
причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность,
выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою
точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками
учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения
цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно
контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий,
вносить коррективы
повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать
внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Раздел 1. Земля-уникальная планета. Решение олимпиадных задач
1.1
1.2
Земля-уникальная планета
Источники географической
информации.
Решение
олимпиадных
задач, игра
2
13
План местности.
Классификация карт.
Глобус. Создание
карт. Картография.
Искажения карт.
Топографическая
карта. Условные
знаки. Способы
изображения
рельефа. Масштаб
численный,
именованный,
линейный. Азимут.
Определение сторон
горизонта по
параллелям и
меридианам.
Условные знаки и их
различия на плане,
карте,
Решение задач
по плану и карте.
Решение задач на
определение
географических
координат.
Изображение
неровностей
рельефа с
помощью
горизонталей и
бергштрихов.
топографической
карте. Горизонтали,
шкала заложений,
бергштрихи на
топографической
карте. меридианам.
Определение и
анализ длин
меридианов и
параллелей.
1.3
Путешествия и географические
открытия.
2
Древнейшие
описания Земли.
Эратосфен, Страбон,
Геродот. Древние
карты. «География» в
8-ми томах Клавдия
Птолемея. Эпоха
Великих
географических
открытий. Карта
Европы Меркатора,
1554. Эпоха
экспедиций. Джеймс
Кук, русские
первопроходцы, М.
В. Ломоносов,
Александр фон
Гумбольдт.
География
Средневековья.
Изучение по
картам
маршрутов
путешествий.
Марко Поло.
Научные экспедиции
и теоретические
открытия XIX —
начала XX веков.
Русское
географическое
общество, мощные
географические
школы, (Ф. П. Литке,
П. П. Семенов-ТянШанский, Н. М.
Пржевальский, П. А.
Кропоткин, Н. Н.
Миклухо-Маклай, А.
И. Воейков, В. В.
Докучаев, К. И.
Арсеньев).
1.4
Природа Земли и человек.
13
Строение Земли.
Геологическая
история Земли.
Основные формы
рельефа.
Минеральные
ресурсы.
Атмосферная
циркуляция.
Постоянные ветры.
Воздушные массы.
Погода и климат.
Решение задач на
определение
изменения
температуры.
Решение задач на
чтение
климатограмм,
определение
типа климата по
климатограмме.
Климатообразующие
факторы.Мировой
океан и его части.
Разнообразие почв.
Природный
комплекс. Природные
зоны. Режим и
питание рек.
1.5
1.6
Материки, океаны, народы и страны.
Природопользование и геоэкология.
18
Географическое
положение, площадь
материков.
Особенности рельефа
и климата. Основные
природные и
экономические
объекты. История
освоения.
Разнообразие
природы. Типичные
ландшафты.
Население Земли.
Численность
населения Земли.
Человеческие расы,
этносы
Изучение и
объяснение
природных
процессов на
основе таблиц,
схем, карт по
темам.
Определение
страны по
описанию.
2
Влияние
хозяйственной
деятельности на
людей и природу.
Решение
олимпиадных
задач.
Основные типы
природопользования.
Стихийные явления в
атмосфере,
гидросфере,
литосфере.
1.7
География России
15
Границы России.
Россия на карте
часовых поясов.
Административнотерриториальное
деление РФ.
Геологическое
строение, рельеф и
полезные
ископаемые, и их
взаимосвязь.
Факторы,
определяющие
климат России. Типы
климата.Численность,
особенности
воспроизводства
населения. Структура
хозяйства и ее
особенности.
Первичный,
вторичный и
третичный сектора
хозяйства: состав,
Определение
крайних точек
России,
пограничных
государств.
Определение
климатических
показателей по
синоптической
карте.
Определение
территорий
распространения
неблагоприятных
природных
явлений, причин
их
возникновения.
Решение задач
по определению
субъектов по
краткому
описанию.
особенности
отраслей, роль и
значение.
1.8
Итоговое занятие. Игра «Клуб
знатоков»
1
Итого
66
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
66
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Земля-уникальная планета.
2
2
План местности.
1
3
Классификация карт. Глобус.
1
4
Способы изображения рельефа.
1
5
Масштаб численный, именованный,
линейный.
1
6
Определение сторон горизонта по
параллелям и меридианам.
1
7
Определение сторон горизонта по
параллелям и меридианам.
1
8
Условные знаки и их различия на плане,
карте, топографической карте.
1
9
Изображение неровностей рельефа с
помощью горизонталей и бергштрихов.
1
10
Картографические проекции и искажения.
1
11
Годовое и суточное движение Земли.
Решение задач на определение
продолжительности ночи и дня. Решение
задач на определение полуденной высоты
Солнца.
2
12
Решение задач на определение местного и
1
Контрольные
работы
Практические работы
поясного времени.
13
Игра - «Географический марафон»
1
14
Путешествия и географические открытия
2
15
Строение Земли. Геологическая история
Земли.
1
16
Основные формы рельефа. Минеральные
ресурсы.
1
17
Атмосферная циркуляция. Постоянные
ветры. Воздушные массы.
2
18
Погода и климат. Климатообразующие
факторы.
2
19
Мировой океан и его части.
1
20
Реки. Режим и питание рек.
1
21
Разнообразие почв.
1
22
Широтная зональность и высотная
поясность.
1
23
Игра «Географический бой»
1
24
Стихийные природные явления
2
25
Географическое положение Африки.
Особенности рельефа и климата.
1
26
Разнообразие природы.
1
27
Определение страны по описанию.
1
28
Географическое положение Австралии.
Особенности рельефа.
1
29
Особенности климата.Растительный и
животный мир.
1
30
Географическое положение Южной
1
Америки. Особенности рельефа.
31
Особенности климата. Разнообразие
природы.
1
32
Определение страны по описанию.
1
33
Географическое положение Антарктиды.
Природа Антарктиды.
1
34
Географическое положение Северной
Америки.
1
35
Особенности рельефа и климата.
1
36
Разнообразие природы.
1
37
Определение страны по описанию.
1
38
Географическое положение Евразии.
1
39
Особенности рельефа и климата.
1
40
Разнообразие природы.
1
41
Определение страны по описанию.
1
42
Игра «Географический чемпионат»
1
43
Природопользование и геоэкология
2
44
Особенности физико-географического
положения России. Границы России.
1
45
Административно-территориальное деление
РФ.
1
46
Геологическое строение, рельеф и полезные
ископаемые.
1
47
Типы климата России, климатические пояса.
1
48
Главные речные системы.
1
49
Размещение основных типов почв России.
1
50
Численность, особенности воспроизводства
1
населения.
51
Особенности расселения. Сельское и
городское население, урбанизация.
Направления и типы миграций.
1
52
Структура хозяйства и ее особенности.
1
53
Первичный сектор. Состав, отрасли, их роль,
значение
2
54
Вторичный сектор. Состав, отрасли, их роль,
значение.
2
55
Третичный сектор. Состав, отрасли, их роль,
значение.
2
56
Итоговое занятие. Игра «Клуб знатоков»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66