ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да Винчи".
Программа внеурочной деятельности «Код да Винчи» предназначена
для учащихся 5 классов и имеет общеинтеллектуальную направленность. Курс
разработан как система нестандартных занятий, раскрывающих прикладной,
исторический и игровой аспекты математики. Он направлен на преодоление
стереотипа о математике как о сухой и оторванной от жизни науке,
демонстрируя ее связь с искусством, природой, архитектурой и шифрами.
Программа основана на принципах деятельностного подхода: учащиеся не
получают знания в готовом виде, а открывают их самостоятельно через
исследование, игру, решение практических задач и проектирование.
Содержание курса выходит за рамки обязательной программы, углубляя и
расширяя математические представления пятиклассников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да
Винчи".
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к математике
через раскрытие ее исторических, прикладных и игровых аспектов.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да Винчи" В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа является частью образовательной программы основного
общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности по
направлению «Общеинтеллектуальное развитие». Курс рассчитан на 1 год
обучения (34 часа, 1 занятие в неделю). Содержательно он тесно связан с
предметами «Математика», «История», «Изобразительное искусство»,
«Технология» и «Информатика».
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да Винчи".
Занятия носят практико-ориентированный и интерактивный характер:
· Эвристические беседы и мини-лекции с демонстрацией материалов.
· Практикумы по решению нестандартных задач.
· Настольные и подвижные математические игры.
· Групповая работа над проектами и кейсами.
· Математические квесты и викторины.
· Исследовательские эксперименты и мастер-классы (например,
построение золотого сечения с помощью циркуля и линейки).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код
да Винчи"
5 КЛАСС
Программа состоит из 5 взаимосвязанных модулей:
1. Введение. Магия чисел и тайные общества. (4 ч) Знакомство с курсом.
Числа в истории и мифологии. Простые и составные числа – «кирпичики»
вселенной. Решето Эратосфена. Совершенные и дружественные числа.
Математические фокусы и головоломки.
2. Геометрия вокруг нас. (6 ч) Простейшие геометрические фигуры в
природе и архитектуре. Симметрия: осевая, центральная, зеркальная.
Орнаменты и паркеты. Загадка моста Эйлера. Геометрические иллюзии и
софизмы.
3. Золотое сечение – божественная пропорция. (8 ч) История открытия.
Число Фидия (Φ). Числа Фибоначчи и их проявление в природе (спирали
раковин, соцветия, ветви деревьев). Золотое сечение в архитектуре
(Парфенон), живописи («Джоконда») и пропорциях человека. Практическая
работа «Находим золотое сечение».
4. Искусство шифрования. (8 ч) История шифров от Цезаря до да Винчи.
Шифры замены и перестановки. Квадрат Полибия. Знакомство с шифром
Атбаш и шифром Виженера. Стеганография (искусство скрытия сообщений).
Создание своего шифра и участие в математическом квесте.
5. Логика и теория вероятностей. (8 ч) Решение логических задач
(таблицы, графы, алгоритмы). Комбинаторика: правила суммы и
произведения. Знакомство с теорией вероятностей на бытовых примерах
(броски монеты, кубика). Математические игры и стратегии («Ним»,
«Крестики-нолики» на бесконечном поле). Итоговый проект «Математическая
модель моей игры».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Формирование познавательного интереса к математике как науке.
· Развитие творческих способностей, сообразительности, критичности
мышления.
· Воспитание качеств личности: настойчивости в достижении цели,
аккуратности, умения слушать и слышать собеседника.
· Осознание ценности интеллектуального труда и его связи с искусством и
культурой.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Регулятивные УУД: умение планировать свои действия, определять цель и
этапы работы, корректировать ее по ходу выполнения.
·
Познавательные
УУД:
умение
анализировать,
сравнивать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в
схему, число в графический образ).
· Коммуникативные УУД: умение работать в группе, распределять роли,
договариваться, аргументировать свою точку зрения, представлять результаты
своей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
· Знание и понимание исторических аспектов развития математики (история
чисел, фигуры, великие математики).
· Умение оперировать понятиями: симметрия, золотое сечение, числа
Фибоначчи, простые числа.
· Умение применять простейшие методы шифрования и дешифрования.
· Умение решать логические и комбинаторные задачи повышенного уровня
сложности.
· Умение видеть проявление математических закономерностей в окружающем
мире.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Наименова
Основно
№ ние
Количес
е
п/ разделов и
тво
содержа
п
тем
часов
ние
программы
Модуль 1:
Введение.
Магия чисел
Модуль 2:
Геометрия
вокруг нас
Модуль 3:
Золотое сечение
Модуль 4:
Искусство
шифрования
Модуль 5:
Логика и теория
вероятностей
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4
6
8
8
8
34
Основные
виды
деятельно
сти
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы