5 класс "Код да Винчи"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да Винчи".
Программа внеурочной деятельности «Код да Винчи» предназначена
для учащихся 5 классов и имеет общеинтеллектуальную направленность. Курс
разработан как система нестандартных занятий, раскрывающих прикладной,
исторический и игровой аспекты математики. Он направлен на преодоление
стереотипа о математике как о сухой и оторванной от жизни науке,
демонстрируя ее связь с искусством, природой, архитектурой и шифрами.
Программа основана на принципах деятельностного подхода: учащиеся не
получают знания в готовом виде, а открывают их самостоятельно через
исследование, игру, решение практических задач и проектирование.
Содержание курса выходит за рамки обязательной программы, углубляя и
расширяя математические представления пятиклассников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да
Винчи".
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к математике
через раскрытие ее исторических, прикладных и игровых аспектов.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да Винчи" В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа является частью образовательной программы основного
общего образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности по
направлению «Общеинтеллектуальное развитие». Курс рассчитан на 1 год
обучения (34 часа, 1 занятие в неделю). Содержательно он тесно связан с
предметами «Математика», «История», «Изобразительное искусство»,
«Технология» и «Информатика».
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код да Винчи".
Занятия носят практико-ориентированный и интерактивный характер:
· Эвристические беседы и мини-лекции с демонстрацией материалов.
· Практикумы по решению нестандартных задач.
· Настольные и подвижные математические игры.
· Групповая работа над проектами и кейсами.
· Математические квесты и викторины.
· Исследовательские эксперименты и мастер-классы (например,
построение золотого сечения с помощью циркуля и линейки).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Код
да Винчи"
5 КЛАСС
Программа состоит из 5 взаимосвязанных модулей:
1. Введение. Магия чисел и тайные общества. (4 ч) Знакомство с курсом.
Числа в истории и мифологии. Простые и составные числа – «кирпичики»
вселенной. Решето Эратосфена. Совершенные и дружественные числа.
Математические фокусы и головоломки.
2. Геометрия вокруг нас. (6 ч) Простейшие геометрические фигуры в
природе и архитектуре. Симметрия: осевая, центральная, зеркальная.
Орнаменты и паркеты. Загадка моста Эйлера. Геометрические иллюзии и
софизмы.
3. Золотое сечение – божественная пропорция. (8 ч) История открытия.
Число Фидия (Φ). Числа Фибоначчи и их проявление в природе (спирали
раковин, соцветия, ветви деревьев). Золотое сечение в архитектуре
(Парфенон), живописи («Джоконда») и пропорциях человека. Практическая
работа «Находим золотое сечение».
4. Искусство шифрования. (8 ч) История шифров от Цезаря до да Винчи.
Шифры замены и перестановки. Квадрат Полибия. Знакомство с шифром
Атбаш и шифром Виженера. Стеганография (искусство скрытия сообщений).
Создание своего шифра и участие в математическом квесте.
5. Логика и теория вероятностей. (8 ч) Решение логических задач
(таблицы, графы, алгоритмы). Комбинаторика: правила суммы и
произведения. Знакомство с теорией вероятностей на бытовых примерах
(броски монеты, кубика). Математические игры и стратегии («Ним»,
«Крестики-нолики» на бесконечном поле). Итоговый проект «Математическая
модель моей игры».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Формирование познавательного интереса к математике как науке.
· Развитие творческих способностей, сообразительности, критичности
мышления.
· Воспитание качеств личности: настойчивости в достижении цели,
аккуратности, умения слушать и слышать собеседника.
· Осознание ценности интеллектуального труда и его связи с искусством и
культурой.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
· Регулятивные УУД: умение планировать свои действия, определять цель и
этапы работы, корректировать ее по ходу выполнения.
·
Познавательные
УУД:
умение
анализировать,
сравнивать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в
схему, число в графический образ).
· Коммуникативные УУД: умение работать в группе, распределять роли,
договариваться, аргументировать свою точку зрения, представлять результаты
своей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
· Знание и понимание исторических аспектов развития математики (история
чисел, фигуры, великие математики).
· Умение оперировать понятиями: симметрия, золотое сечение, числа
Фибоначчи, простые числа.
· Умение применять простейшие методы шифрования и дешифрования.
· Умение решать логические и комбинаторные задачи повышенного уровня
сложности.
· Умение видеть проявление математических закономерностей в окружающем
мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Наименова
Основно
№ ние
Количес
е
п/ разделов и
тво
содержа
п
тем
часов
ние
программы
Модуль 1:
Введение.
Магия чисел
Модуль 2:
Геометрия
вокруг нас
Модуль 3:
Золотое сечение
Модуль 4:
Искусство
шифрования
Модуль 5:
Логика и теория
вероятностей
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4

6
8
8

8

34

Основные
виды
деятельно
сти

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».