Пояснительная записка
Рабочая программа «В мире музыкальных звуков» составлена на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти.
Общая характеристика
Программа «В мире музыкальных звуков» реализуется во внеурочной
деятельности обучающихся в рамках общекультурного направления и
способствует
отсталостью
формированию
мотивации
к
у
обучающихся
музыкальной
с
легкой
деятельности,
умственной
развитию
их
музыкальных способностей, интереса к музыкальному искусству.
Цель: выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся,
приобщение к музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи:
обучающие задачи: развитие познавательного интереса к традиционной
народной
культуре,
современной
русской
и
зарубежной
музыке;
приобретение музыкально-теоретических знаний по вокалу, фольклору,
организация содержательного обучающего досуга;
воспитательные задачи: формирование общественной
активности
личности, духовно-нравственного потенциала личности, общей культуры;
развивающие задачи: формирование потребности в самопознании и
развитии творческой активности.
Место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «В мире музыкальных звуков»
входит в часть учебного плана ГБОУ школы-интерната № 3, формируемую
участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом школы на реализацию программы
внеурочной деятельности «В мире музыкальных звуков» в 2- 4
классах
отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).1 класс – 33 часа.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты
Обучающийся научится:
проявлять интерес к вокальному искусству;
получит навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать,);
двигаться под музыку;
передавать характер песни.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать музыку и называть характер музыкальных произведений;
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности для организации содержательного культурного досуга во
внеурочной и внешкольной деятельности;
участвовать
в
концертной
деятельности,
театральных
спектаклях,
музыкальных фестивалях и конкурсах.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ценностное отношение и любовь к близким, школе;
элементарные
представления
об
эстетических
и
художественных
ценностях отечественной культуры.
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде.
Обучающийся получит возможность для формирования:
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его
социальных компонентов;
расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
способность организовывать свою деятельность.
Содержание
1-2 класс
1. Введение – 1 час
Содержание.
Организационное
занятие.
Объяснение
целей
и
задач
внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2.Знакомство с голосовым аппаратом – 1 час
Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о
певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие – знакомство.
3 Детские песни в нашей жизни -2 часа.
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание
песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4.Песенки из мультфильмов – 2 часа.
Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и
любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5.Колыбельные песни – 1 час
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их
исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
6. Осенние песни - 2 часа
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на
примере песен об осени.
Форма. Занятие – знакомство.
7.Музыкальные игры и загадки — 1 час
Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие
музыкально-слуховых
способностей,
отчетливое
произношение
слов,
внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.
Использование
скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков – 1 час
Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук –
это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки
природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.
9. В гостях у сказки -2 часа
Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят»,
«Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе
Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность).
10. Добрым быть совсем не прост - 1 час
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного
счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств,
ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.
11. Новогодний карнавал - 2 час
Содержание. Музыкальное
путешествие
по
странам,
знакомство
с
новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры - 2 часа
Содержание
.Прослушивание
русских
народных
хороводных
песен.
Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице
метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
13. Необычные звуки и голоса - 2 часа.
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы,
звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей — 2 часа
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как
кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.
15. Весенняя песня - 1 час
Содержание. Творческая мастерская под музыку В.А. Моцарта «Весенняя
песня». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма. Литературно – музыкальная гостиная.
16. Мелодии дня - 1 час
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.
Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности -2 час
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении
музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса - 2 часа
Содержание. Красочность человеческого голоса, семь цветов радуги – семь
ступеней гаммы, композиции голосов, тонов. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна - 2 часа
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с
использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно - 2 часа
Содержание. Понятие
лада:
мажор
(весело)
–
минор
(грустно).
Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями
(весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник - 2 часа
Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о
маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры,
Песни – загадки. Концерт.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
Тематическое планирование
1-2 класс
№ п/п
1
2
3-4
5-6
7
8-9
10
11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23
24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
34
Тема
Кол-во часов
Введение.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Детские песни в нашей жизни.
Песенки из мультфильмов.
Колыбельные песни.
Осенние песни.
Музыкальные игры и загадки.
Волшебная страна звуков.
В гостях у сказки.
Добрым быть совсем не просто…
Новогодний карнавал.
Хороводные песни и шутки. Игры.
Необычные звуки и голоса.
Веселей встречай друзей.
Весенняя песня.
Мелодии дня.
Музыкальные инструменты.
Краски музыки и голоса.
Музыкальная страна.
Весело – грустно.
Летний день, замечательный праздник.
Отчетный концерт "Музыкальные горошины".
ИТОГО
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
34 часа
Содержание
3 класс
1. Введение – 1 час
Содержание.
Организационное
занятие.
Объяснение
целей
и
задач
внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: Занятие-беседа.
2.Знакомство с голосовым аппаратом – 1 час
Содержание. Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о
певческой посадке и постановке корпуса.
Форма. Занятие – знакомство.
3. Детские песни в нашей жизни -2 часа.
Содержание. Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание
песен из детского репертуара.
Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
4. Песенки из мультфильмов – 2 часа.
Содержание. Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и
любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
5. Колыбельные песни – 1 час
Содержание. Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их
исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
6. Осенние песни - 2 часа
Содержание. Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на
примере песен об осени.
Форма. Занятие – знакомство.
7.Музыкальные игры и загадки — 1 час
Содержание. Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие
музыкально-слуховых
способностей,
отчетливое
произношение
слов,
внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом.
Использование
скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
8. Волшебная страна звуков – 1 час
Содержание. Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук –
это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки
природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.
9. В гостях у сказки -2 часа
Содержание. Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят»,
«Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе
Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность).
10. Добрым быть совсем не прост - 1 час
Содержание. Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного
счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств,
ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.
11. Новогодний карнавал - 2 час
Содержание. Музыкальное
путешествие
по
странам,
знакомство
с
новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность)
12. Хороводные песни и шутки. Игры - 2 часа
Содержание
.Прослушивание
русских
народных
хороводных
песен.
Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице
метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
13. Необычные звуки и голоса - 2 часа.
Содержание. Прослушивание и сравнение различных звуков природы,
звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
14. Веселей встречай друзей — 2 часа
Содержание. Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как
кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.
15. Весенняя песня - 1 час
Содержание. Творческая мастерская под музыку В.А. Моцарта «Весенняя
песня». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма. Литературно – музыкальная гостиная.
16. Мелодии дня - 1 час
Содержание. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.
Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Комплексное занятие.
17. Музыкальные инструменты от древности до современности -2 час
Содержание. Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении
музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
18. Краски музыки и голоса - 2 часа
Содержание. Красочность человеческого голоса, семь цветов радуги – семь
ступеней гаммы, композиции голосов, тонов. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
19. Музыкальная страна - 2 часа
Содержание. Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с
использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
20. Весело – грустно - 2 часа
Содержание. Понятие
лада:
мажор
(весело)
–
минор
(грустно).
Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями
(весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
21. Летний день, замечательный праздник - 2 часа
Содержание. Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о
маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры,
Песни – загадки. Концерт.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
№
п/п
1
2
3-4
5-6
7
Тематическое планирование
3 класс
Тема
Введение.
Знакомство с голосовым аппаратом.
Детские песни в нашей жизни.
Песенки из мультфильмов.
Колыбельные песни.
Кол-во часов
1
1
2
2
1
8-9
10
11
12-13
14
15-16
17-18
19-20
21-22
23
24
25-26
27-28
29-30
31-32
33
34
Осенние песни.
Музыкальные игры и загадки.
Волшебная страна звуков.
В гостях у сказки.
Добрым быть совсем не просто…
Новогодний карнавал.
Хороводные песни и шутки. Игры.
Необычные звуки и голоса.
Веселей встречай друзей.
Весенняя песня.
Мелодии дня.
Музыкальные инструменты.
Краски музыки и голоса.
Музыкальная страна.
Весело – грустно.
Летний день, замечательный праздник.
Отчетный концерт "Музыкальные
горошины".
ИТОГО
2
1
1
2
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
1
34 часа
Содержание
4 класс
1.Введение. Летние впечатления - 1 час
Содержание. Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних
впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении
корпуса
во
время
пения.
Петь
приятно
и
удобно.
Форма. Занятие - беседа.
2. Осень: поэт, художник, композитор - 3 часа
Содержание. Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая
гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников
композиторов об осени.
Форма. Интегрированное
занятие
(интегрирование
музыки,
живописи,
литературы).
3. Озорные песенки из мультфильмов - 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские
фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма.
Занятие
-
путешествие
(игровая
деятельность).
4.Танцуют и поют все дети! - 2 часа
Содержание. Беседа
сценические,
«Искусство
историко-бытовые
танца».
танцы.
Классические,
Танцы
прошлого
народнои
танцы
настоящего.
Форма. Комплексное занятие.
5. Звуки и краски голоса - 2 часа
Содержание. Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски
голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и
звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.
6. Песни детских кинофильмов - 2 часа
Содержание. Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов,
мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина
«Угадай-ка».
Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
7. Зима: поэт, художник, композитор – 3 часа
Содержание. Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая
гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников
композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное
занятие
(интегрирование
музыки,
живописи,
литературы).
8. Новогодний калейдоскоп - 1 час
Содержание. Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки,
музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных
странах
встречают
и
празднуют
Новый
Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
9. Вокальный портрет сказочных героев.- 2 часа
Содержание. Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных
героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями,
которые
поясняют
действия
героев.
Форма. Тематическое
занятие
в
стиле
«Русских
посиделок».
10. Картины природы в песнях и сказках - 2 часа
Содержание. Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка».
Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и
музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
11. Музыкальная шкатулка - 2 часа
Содержание. Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки
галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее
представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.
12. Весна: поэт, художник, композитор – 3 часа
Содержание. Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая
гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников
композиторов о весне.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
13. Россия – Родина моя - 2 часа
Содержание. Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на
примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с
Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая
Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального
компонента.
14. Добрым быть совсем не просто - 2 часа
Содержание. Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких
интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
15. Маленькая страна – школа моя - 1 час
Содержание. Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и
переменках.
Форма. Комплексное занятие.
16. Лето: поэт, художник, композитор – 3 часа
Содержание. Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая
гамма времени года- лета. Высказывание русских поэтов, художников
композиторов о лете.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи,
литературы).
17. Сколько песен мы с вами вместе - 1 час
Содержание. Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка
народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на
звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не
волноваться до и во время исполнения.
№ п/п
Тематическое планирование
4 класс
Тема
Кол-во часов
1
2-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-15
Введение. Летние впечатления.
Осень: поэт, художник, композитор.
Озорные песенки из мультфильмов.
Танцуют и поют все дети!
Звуки и краски голоса.
Песни детских кинофильмов.
Зима: поэт, художник, композитор.
1
3
2
2
2
2
3
16
17-18
19-20
21-22
23-25
26-27
28-29
30
31-33
34
Новогодний калейдоскоп.
Вокальный портрет сказочных героев.
Картины природы в песнях и сказках.
Музыкальная шкатулка.
Весна: поэт, художник, композитор.
Россия – Родина моя.
Добрым быть совсем не просто.
Маленькая страна – школа моя.
Лето: поэт, художник, композитор.
Отчетный концерт "Музыкальные
горошины".
ИТОГО
1
2
2
2
3
2
2
1
3
1
34 часа