РП по обществоз.10-11 класс эл.к

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сарагашская средняя общеобразовательная школа»
Принято
на
заседании
методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «28» августа 2024 г.
руководитель ШМО
________/ А.С.Кискорова/

Согласовано
Заместитель директора
по
учебно-воспитательной
работе
________
Е.А.Ковалева/

/

Утверждено
Приказом № 227
от «30» августа 2024 г.
Директор МБОУ
«Сарагашская сош»
______/Е.Г.Катышева /

«29» августа 2024 г.

Рабочая программа
Элективный курс «Дискуссионные вопросы обществознания»

Класс: 11
Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по учебному плану:
всего – 10 кл- 34 ч. ; в 11 кл. – 33ч./год (1ч/в неделю).

Рабочую программу составила Кискорова Алёна Сергеевна
учитель истории и обществознания первой категории

2024

Планируемые результаты освоения программы

10 класс
Личностные результаты
–

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи

народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
–

оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Метапредметные результаты
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;

–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Предметные результаты

–

Выделять черты социальной сущности человека;

–

определять роль духовных ценностей в обществе;

–

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

–

различать виды искусства;

–

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

–

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

–

выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

–

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)

систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–

выявлять,

анализировать,

систематизировать

и

оценивать

информацию,

иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
–

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные

доходы;
–

объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия

законов спроса и предложения;
–

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение

основных участников экономики;
–

различать формы бизнеса;

–

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях

развития современной рыночной экономики;
–

объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения

экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
–

анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих

экономических интересов;
–

приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

–

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической

политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
–

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их

роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
–

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

–

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о

структуре общества и направлениях ее изменения;
–

выделять

особенности

молодежи

как

социально-демографической

группы,

раскрывать на примерах социальные роли юношества;
–

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
–

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения

конфликтов;
–

конкретизировать примерами виды социальных норм;

–

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать

санкции социального контроля;
–

различать

позитивные

и

негативные

девиации,

раскрывать

на

примерах

последствия
–

Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического

воздействия;
–

различать политическую власть и другие виды власти;

–

устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами

политической деятельности;
–

высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в

политике;
–

раскрывать роль и функции политической системы;

–

характеризовать государство как центральный институт политической системы;

–

различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов

различных типов в общественном развитии;
–

оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

–

иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

–

различать

и

приводить

примеры

непосредственного

и

опосредованного

политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан
в политике.

–

выделять основные элементы системы права;

–

выстраивать иерархию нормативных актов;

–

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

–

различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в

ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений

–

Использовать

полученные знания

о

социальных ценностях и

нормах

в

повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–

применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной

деятельности и повседневной жизни;
–

оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

–

характеризовать основные методы научного познания;

–

выявлять особенности социального познания;

–

различать типы мировоззрений;

–

объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в

понимании природы человека и его мировоззрения;
–

выражать

собственную

позицию

по

вопросу

познаваемости

мира

и

аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

–

Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер

жизни общества и общественным развитием в целом;
–

выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и

перспективы общественного развития;
–

систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной

картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в
разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

–

Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

–

выявлять противоречия рынка;

–

раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

–

раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

–

обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

–

различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

–

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

–

определять место маркетинга в деятельности организации;

–

применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и

производителя;
–

оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

–

раскрывать фазы экономического цикла;

–

высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов

глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик;
давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
–

извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций

общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

–

Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

–

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в современных условиях;
–

анализировать

ситуации, связанные с различными

способами разрешения

социальных конфликтов;
–

выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных

конфликтов;
–

толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным

этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в
современном мире;
–

находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в

современном обществе;
–

выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе

анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
–

выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой

на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
–

анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

–

Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и

гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
–

выделять основные этапы избирательной кампании;

–

в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

–

отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного

самоуправления;
–

самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности

политических лидеров;
–

характеризовать особенности политического процесса в России;

–

анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

–

Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в

разных сферах общественных отношений;
–

перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

–

характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

–

ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

–

выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и

государства;
–

применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;
–

оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия

закону;
11 класс
Личностные результаты

–

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена

российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего

закон

и

правопорядок,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и

свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,

затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–

приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи

народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост
–

оинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

–

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Метапредметные результаты
–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым

можно определить, что цель достигнута;
–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и

жизненных ситуациях;
–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;
–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;
–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Предметные результаты

–

Выделять черты социальной сущности человека;

–

определять роль духовных ценностей в обществе;

–

распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

–

различать виды искусства;

–

соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

–

выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

–

выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

–

Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)

систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–

выявлять,

анализировать,

систематизировать

и

оценивать

информацию,

иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
–

конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные

доходы;
–

объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия

законов спроса и предложения;
–

оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение

основных участников экономики;
–

различать формы бизнеса;

–

извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях

развития современной рыночной экономики;
–

объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения

экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
–

анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих

экономических интересов;
–

приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

–

высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической

политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
–

различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их

роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
–

различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

–

анализировать социальную информацию из адаптированных источников о

структуре общества и направлениях ее изменения;
–

выделять

особенности

молодежи

как

социально-демографической

раскрывать на примерах социальные роли юношества;

группы,

–

высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность

самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
–

выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения

конфликтов;
–

конкретизировать примерами виды социальных норм;

–

характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать

санкции социального контроля;
–

различать

позитивные

и

негативные

девиации,

раскрывать

на

примерах

последствия
–

Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического

воздействия;
–

различать политическую власть и другие виды власти;

–

устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами

политической деятельности;
–

высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в

политике;
–

раскрывать роль и функции политической системы;

–

характеризовать государство как центральный институт политической системы;

–

различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов

различных типов в общественном развитии;
–

оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

–

иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

–

различать

и

приводить

примеры

непосредственного

и

опосредованного

политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан
в политике.
–

выделять основные элементы системы права;

–

выстраивать иерархию нормативных актов;

–

выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

–

различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в

ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина
РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

Содержание 10 класс
Введение. (1 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор.
Спецификации.
Демоверсия.
Структура
и
содержание
письменной
экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в
экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых
заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в
КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
Человек и общество (7 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное
строениеобщества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь
экономической,социальной,
политической
и духовной сфер
общества.
Социальные
институты. Многовариантность
общественного
развития. Типология обществ.
Понятие
общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого
человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь.
Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его
формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость
образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль
Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.Трудные вопросы Общество
противоречия (пониманиеосновных тенденций развития
современного
мира).
Культура
духовная жизнь (социальные функции, тенденции
развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1
и части 2 данных содержательных линий

как

«Духовная культура» (4 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл
жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация
индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания.
Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное
познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность,
личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное
использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных
суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия,
оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание
методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий части 1-2 по данным содержательным
линиям.
«Социальные отношения» (5 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные
отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус.
Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная
мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и
проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.

динам

Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и
пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ.
Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт».
Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка
суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий
части 1 -2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
«Экономика» (4 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука.
Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные
формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание
собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие
рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический
рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и
обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые
институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля,
международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная
экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда.
Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование
труда. Безработица.
Модели заданий части 1 -2 и тренинг по выполнению заданий
даннойсодержательной линии.
«Политика» (4 ч.) Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты
власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и
разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория
разделения властей. Политическая система общества и ее структура. Структурные
компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции
политической системы. Основные теории происхождения государства.
Государство. Признаки государства. Функции государства. Формы правления:
монархия, республика. Формы государственно-территориального устройства:
унитарное, федеративное, конфедерация. Политические режимы. Политические
партии и движения. Становление многопартийности в России. Избирательные
системы. Политическая партия и ее черты. Виды политических партий. Партийная
система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических
движений. Основные этапы становления многопартийности в России.
Политический режим. Типы политических режимов. Демократический,
тоталитарный, авторитарный режимы. Политическая идеология. Основные этапы
формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции.
Типы политических идеологий. Политическая культура. Компоненты политической
культуры. Функции политической культуры. Гражданское общество. Основные
подходы

к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и
гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции
гражданского общества. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства.
Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание политической жизни.
Политический статус личности. Политическая роль личности. Типы политических ролей.
Политический лидер. Особенности политического лидерства. Классификация типов политических
лидеров. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы политической
деятельности.
Право 4 ч
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. Субъекты гражданского
права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на работу.
Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование
отношений супругов. Особенности административной юрисдикции. Международное право.
Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса.
Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.
Алгоритмы выполнения заданий части 2 (5 час)
Задание 17 по работе с текстом .
Задание 18 -составление определения обществоведческого понятия по признакам
Задание 19 на умение написание примеров
задани20-формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных
суждений, связанных с проблематикой текста
задание 21- анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения,
равновесная цена
задания 22- решение задачи
Задание23 по Конституции Российской Федерации и законодательству
Задание 24 на составление плана развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса
задание 25 -рассуждение с привлечением актуальных реалий

Содержание
11 класс
Введение. (1 ч.)
Особенности ЕГЭ по
обществознанию
в
данном учебном году. Организация и
методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию.
Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических
измерений. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию.
Общество. (7 ч.) Природное и общественное в человеке. Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Общие черты и черты различия человека и животного.
Характеристики индивида, личности. Задатки и способности, их виды.
Потребности и их виды. Личность: формирование и развитие. Системное строение общества.
Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Подсистемы. Общественные отношения. Социальные
институты. Основные
институты общества.
Понятие,
функции
основных
социальных институтов. Понятие культуры. Формы и разновидности, духовная культура.
Материальная и духовная; элитарная, массовая, народная культура. Институты культуры и их
функции. Многовариантность общественного развития. Признаки аграрного, индустриального,
информационного обществ. Процессы глобализации.
Угрозы 21 века (глобальные проблемы). Экологическая, демографическая,

«Север-Юг», проблема развязывания новой мировой войны и др.
Экономика. (4 ч.)
Экономические системы. Основные вопросы экономики. Традиционная, рыночная, плановая,
смешанная экономические системы. Собственность. Формы собственности.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Спрос, закон спроса. Предложение, закон
предложения. Ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения.
Роль государства в экономике. Принятие экономического законодательства и контроль над
исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности. Организация
производства общественных благ. Защита конкуренции. Обеспечение социальных гарантий
населению. Смягчение последствий кризисов. Налоги. Понятие и примеры прямых и косвенных
налогов. Системы налогообложения. Функции налогов. Виды налогов и сборов в РФ:
федеральные, региональные, местные.
Государственный бюджет. Статьи дохода и расхода. Уровни государственного бюджета РФ.
Функции государственного бюджета. Профицит и дефицит государственного бюджета.
Социальная сфера. (5 ч.)
Социальные группы. Социальные группы, выделяемые по разным основаниям.
Виды социальных норм. Признаки социальных норм и их виды (эстетические, политические,
религиозные и др.). Семья и брак. Типы семей в зависимости от численного состава: нуклеарные и
расширенные; типы семей по характеру распределения домашних обязанностей: патриархальные
(традиционные) и демократические (партнерские, эгалитарные). Отклоняющееся поведение и его
типы. Позитивное и негативное отклонение. Наиболее опасные формы отклоняющегося поведения
(преступность, алкоголизм, наркомания и др.). Социализация индивида. Социализация и ее этапы.
Агенты социализации.
Политика. Право. (10 ч.)
Государство: его функции. Понятие, признаки, функции государства. Формы государства (формы
правления, формы государственно-территориального устройства, политические режимы).
Органы государственной власти в РФ. Федеральное собрание РФ: его структура и полномочия
каждой палаты. Правительство РФ и его компетенции. Полномочия Президента РФ.
Федеративное устройство РФ. Принципы Федеративного устройства. Разделение полномочий
между федеральным центром м субъектами. Конституция РФ. Права и свободы граждан (на
основе Конституции РФ). Основы конституционного устройства. Имущественные и
неимущественные права. Понятие и объекты имущественных прав. Личные неимущественные
права. Нематериальные блага. Способы защиты гражданских прав. Порядок приема на работу.
Права и обязанности работника. Права и обязанности работодателя. Заключение и расторжение
трудового договора. Дисциплинарные взыскания. Основания для расторжения трудового
договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и
расторжения брака: родство и брак, условия заключения брака, режим имущества супругов,
прекращение брака. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы.
Задача и структура правоохранительных органов РФ. Судебная система. Судебная система РФ.
Разбор сложных заданий экзаменационной работы. (8 ч.)
Разбор трудных типов заданий части 1. Основные модели заданий первой части и проверяемые
умения. Осуществление поиска социальной информации, представленной в разных знаковых
системах. Применение социально- экономических и гуманитарных знаний в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Знание основ конституционного
строя РФ. Осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых
системах. Разбор трудных заданий части 2. Характеристика заданий части 2. Особенности
заданий. Использование информации текста в другой познавательной ситуации. Формулирование
и аргументация оценочных, прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Конкретизация примерами изученных теоретических положений. Анализ статистической и
графической информации. Применение обществоведческих знаний в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
14

Индивидуальный план. Соотнесение образца плана с индивидуальным. Внесение корректив в
индивидуальный план.
Тематический план 10 класс
Тематический план
№
раздела
и тем
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Введение.
Человек и общество
Духовная культура
Социальные отношения
Экономика
Политика
Право
Алгоритмы выполнения задания
Итого:

Учебные часы
1
7
4
5
4
4
4
5

Практическая
часть/КР/

6
2
3
2
2
2
4
21

34

Тематический план 11 класс
№
разд
ела
Наименование разделов и тем
и
тем

Практическа
я часть/КР/
Учебные часы

1

Общество

8

5

2

Экономика

4

2

3

Социальная сфера

5

3

4

Политика.Право

9

5

5

Разбор сложных заданий экзаменационной работы

7

5

Итого:

33

15

20

Календарно-тематическое планирование
10 класс

№

Кол-во
часов

Наименование разделов и тем

1

2.

Введение.
Единый
государственный
обществознанию:
структура
и
экзаменационной работы

экзамен
по 1
содержание

2.Социум как особенная часть мира. Системное строение
общества. Общество и природа. Общество и культура

Дата
проведен
ия
5.09

12.09.
1

1

19.09

3.

3.Стартовая диагностика
4. Взаимосвязь экономической, социальной,политической,
и духовной сфер общества.

4

5. Социальные институты.

1

26.09

1

03.10

1

10.10

7

1

17.10

8

1

6. Многовариантность общественногоразвития.

5
6

3

9

Типология обществ.
7. Проблемные задания по блоку «Общество»8 . Обобщение
знаний по модульному блоку
«Общество».

24.10

3. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в
содержательных линиях «Духовная культура»
4 часа
9. Познание мира. Формы познания. Истина и

1

07.11

1

14.11

оценка суждений, решениепроблемных задач).

1

21.11

12. Составление плана развернутого ответа по конкретной

1

28.11

ее критерии. Относительность истины.
10

10. Человек как индивид, индивидуальность,личность.
11. Социализация личности (определение признаков понятия,

11

теме обществоведческого курса.
12

4

4.
«Социальные
отношения»:
позиций, сложные вопросы 5ч.

обзоросновных

13

13.
Социальное
взаимодействие
и
общественные 1
отношения. Социальные группы и их классификация.

12.12

14

14.Социальные
нормы.
Отклоняющееся
поведение. 1
Социальный контроль. Оценка суждений о социальных ролях
с позиции общественных наук.
Повторение за 1 полугодие.

1

19.12

16.Семья и брак как социальные институты. Демографическая
2
и семейная политика в РФ.

20.12

15

05.12

16

27.12

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».